Характерные признаки пневмонии у ребенка

Поделиться:

В прошлой статье « Температура, кашель. ребенок » я начал рассказывать о моих бывших пациентах, которые переехали в Голландию. У девятимесячного малыша развилась пневмония, которую голландские коллеги сначала вообще отказывались лечить, а потом лечить вроде бы начали, но весьма странными методами. Антибиотики при пневмонии не желали назначать категорически. Сейчас я расскажу вам, чем закончилась эта поразительная (для меня) история.

На тот момент я пребывал уже практически в состоянии прострации. Все то, что я знал, чему учил студентов — будущих докторов, то, как я лечил своих пациентов, подвергалось жесточайшему внутреннему аудиту. Сон совершенно нарушился, ночами я лежал в постели и смотрел в потолок, раз за разом прокручивая в голове возможные варианты.

Да, я знал, что бывают вирусные пневмонии, при которых теоретически не нужны антибиотики, хотя в России и не принято ставить такие диагнозы. В конце концов, я тоже не сторонник назначать антибиотики без показаний. Но в данной ситуации… У ребенка вторую неделю температура 39, кашляет ужасно, ничего не ест, почти не пьет! Я не мог найти ни одного довода, чтобы не назначить антибактериальные препараты.

Комментарий педиатра: Действительно, вирусы могут вызывать до 40 % случаев пневмоний у детей. Поскольку на вирус антибиотики не действуют, их назначение в данном случае необязательно. Но важным условием постановки диагноза «вирусная пневмония» является отсутствие выраженных инфильтративных изменений (поражение сегмента, доли легкого) на рентгенограмме. Температура при вирусной пневмонии не должна держаться больше 3–5 дней, в крови при этом отмечается нормальное или сниженное содержание лейкоцитов.

Светин малыш 4-й день лежал в больнице. Шел 11-й день болезни. Высокая температура и кашель сохранялись. Одышка, правда, на фоне постоянной кислородотерапии уменьшилась, ребенок несколько порозовел, хотя все равно практически ничего не ел.

— Ну как у вас дела? — я ежеутренне требовал от Светланы подробного отчета.
— Нас планируют выписывать! — огорошила меня мама очередной невероятной новостью. — Говорят, они не знают, что с ребенком, пусть дальше семейный врач долечивает.

Я онемел от удивления. Попытался представить, чтобы было бы, если педиатр нашей больницы выписал домой лихорадящего грудного ребенка, нелеченного и недообследованного. Наверное, уже утром в больницу приехали бы Роспотребнадзор, прокуратура, десяток корреспондентов федеральных газет и телеканалов, всё начальство уволили бы, а лечащего врача с позором лишили бы диплома.

С другой стороны, и правда, что еще было делать в этой странной голландской больнице, где лечат наблюдением и кислородной маской. Вечером в воскресенье Света с сыном были уже дома. На прощание доктор оставил им телефон отделения, и сказал, что «если все-таки ребенок совсем перестанет дышать, звоните, реанимируем». Я не верил своим ушам!

Круг замкнулся: семейный врач не смог помочь, они уехали в больницу с температурой и кашлем, с этими же проблемами и вернулись домой, под наблюдение того же доктора.

«Нужны антибиотики!» — твердил я Свете как мантру. В Европе они, правда, без рецепта не продаются. Может, купить билет на самолет до России, и здесь мы сразу же ребенка вылечим? Но это дорого; также могут возникнут проблемы у родителей с работой: ведь из больницы их отпустили, а значит, ребенок, согласно голландской логике, может идти в садик, температура этому не помеха.

Вдруг Светлана вспомнила, что брала с собой из России какие-то лекарства «на всякий случай»:
— Все купила согласно списку лекарств на юг с твоего сайта!
На горизонте моего воспаленного всем этим абсурдом мозга забрезжила слабая надежда. Светлана перебирала лекарства и зачитывала мне названия. Я напряженно слушал.
— Парацетамол, оксиметазолин, амброксол, азитромицин, йод…
— Что? Есть азитромицин? — это звучало как спасение.

Комментарий педиатра: В обычной ситуации я категорически не рекомендую заниматься самолечением и при первых симптомах простуды глотать антибиотики, которые зачастую продаются в России без рецепта. Но в экстремальных ситуациях, например в походе или заграничной поездке, неплохо иметь с собой в запасе антибиотик, особенно при наличии телефонной связи с доктором. Можно устроить своего рода сеанс телемедицины.

Упаковка антибиотика азитромицина у Светы была всего одна, объемом всего 20 мл, этого должно было хватить где-то на 4 дня. Но, к счастью, через 5 дней в гости к внуку собиралась его обеспокоенная бабушка из России, она могла привезти еще.

А до тех пор, обращаясь с флакончиком лекарства, стоящим в России пару сотен рублей, как с бесценным сокровищем, мама развела его по инструкции. Стараясь не пролить ни одной капли, родители влили в сыночка 5 мл. И ребенок, несмотря на то что антибиотики невкусные и горькие, послушно открывал ротик и глотал раствор, как будто понимал, что в этих 5 мл невкусной жидкости кроется залог его излечения.

На следующий день температура нормализовалась. Еще через 3 дня кашель резко уменьшился. Примерно через 10 дней ребенок полностью поправился.

— Я вот что думаю, — говорила мне впоследствии Светлана. — Ведь не может быть, что голландские врачи такие отморозки. Может, напротив, они правы, а мы просто паникеры? И ребенок все равно начал бы поправляться на следующий день и без антибиотика? Вдруг это совпало, что ему стало легче после азитромицина?

Что здесь было говорить. В медицине теоретически бывает всё. Но я был абсолютно спокоен. Моя картина мира полностью восстановилась. Для себя я понял одно. Может, в Европе и продвинутые садики, куда можно ходить без справки, и спокойные врачи, которые зря не назначат антибиотики, но нужно думать и самому. Если ребенок явно и тяжело болеет, хотя вам упорно говорят, что все в порядке, можно на всякий случай обратиться за советом еще к какому-нибудь специалисту, хотя бы и по телефону.

После того как я рассказал эту совершенного реальную историю своим знакомым, естественным вопросом было: отчего же детская смертность в Европе ниже, чем в России, если они так лечат, вернее. не лечат? Во-первых, я не знаю, лечат они так только наших соотечественников или своих тоже. Во-вторых, при их позитивном отношении к инвалидам, возможно, их не страшит вероятность довести пациента до тяжелого осложнения и сделать человека инвалидом. А в плане смертности — скорее всего и правда, европейские коллеги могут очень эффективно и быстро оказать реанимационную помощь и не допустить летального исхода.

Товары по теме: [product strict=» азитромицин»](азитромицин)

Пневмония чаще встречается у детей в возрасте от 3 до 10 месяцев, чем в других возрастных группах. Опасность заболевания у грудничков заключается в том, что воспаление развивается быстро (иногда в течение нескольких часов) и нарушается работа пищеварительной системы.

Если инфекцию не лечить быстро, могут воспалиться другие органы, например мочеполовая система.

Важно знать первые симптомы, чтобы вовремя вызвать врача. Об этом наша статья.

  1. Первые признаки
  2. Воспаление легких со слабыми проявлениями
  3. Кашель
  4. Температура

Первые признаки

Заболевание у детей до 1 года обычно начинается с общей слабости, бледности, замедления движений. Более того, он может не сразу проявиться решительно. Даже температура в некоторых случаях сначала не поднимается выше 38 ° C. Чаще всего выявить первые симптомы пневмонии способен только опытный педиатр.

Заподозрить пневмонию можно в следующих случаях:

  • Если у ребенка недавно была острая респираторная инфекция, у него постоянный сильный кашель и одышка;
  • Развивается дыхательная недостаточность;
  • Половины грудной клетки по-разному участвуют в процессе дыхания;
  • ритм дыхания нарушен;
  • кожа прячется между ребрами;
  • мраморность кожи, особенно на крыльях носа и кончиках пальцев — развивается цианоз
  • тахикардия;
  • несогласованность учащенного сердцебиения и температуры тела;
  • крылья носа бледные, иногда даже совершенно неподвижные;
  • У грудных детей могут появиться пенистые выделения изо рта;
  • сонливость и вялость.

Симптомы очаговой пневмонии очевидны и легко заметить родителям: кашель нарастает постепенно, затем следует одышка и затрудненное дыхание. Между ребрами на стороне пораженного легкого может наблюдаться втягивание кожи и мышц.

Сегментарная пневмония, которая чаще всего вызывается вирусами, очень сложно диагностировать и обычно определяется после направления на рентгенологическое обследование. Сопровождается редким кашлем, но с одышкой с задействованием добавочных мышц, гипертермией и потливостью.

При осмотре педиатром можно обнаружить незначительные альвеолярные шумы в больном легком, частый кашель.

У детей младше 6 месяцев пневмония может протекать без температуры — это может произойти при заражении ребенка трихомонадой.

Как правило, у детей до одного года симптомы могут быть необычными, поэтому проводят не только рентген, но и обследование.

Воспаление легких со слабыми проявлениями

У детей до 1 года иммунная система еще не развита, поэтому внешние симптомы заболевания у них гораздо слабее, чем у детей старшего возраста. Иногда болезнь у маленьких детей можно обнаружить только при рентгенологическом исследовании. Его следует назначать в любом подозрительном случае — этому заболеванию очень подвержены маленькие дети.

Достаточно сказать, что дети школьного возраста заболевают пневмонией во много раз реже. Если у детей до 1 года пневмония возникает в 15-20 случаях на 1 тыс. больных, это число снижается до 7 в школьном возрасте.

При отсутствии кашля и лихорадки, но затрудненном дыхании, потливости, симптомах общей интоксикации при медицинском обследовании обычно следует выявить наличие хрипов в легких.

Кашель

В большинстве случаев пневмонии у детей до 1 года кашель является основным симптомом заболевания, особенно если он длительный. Есть разные виды кашля:

  • Сухой. Так обычно начинается болезнь. Вирусы и микробы уже есть в организме, но еще не начали активно размножаться.
  • Мокрый. Возбудитель активируется, в альвеолах скапливается инфильтрационная жидкость. Такой кашель, если можно так выразиться, полезнее сухого, так как отводит мокроту с вирусами и бактериями.
  • Лай. Возникает при повреждении гортани и трахеи. Как правило, это следствие вирусного поражения организма на фоне ОРЗ или бронхита.

Есть также другие типы кашля, которые у вашего ребенка меньше, но которыене следует игнорировать:

  • Битонал. Это начинается как осложнение пневмонии, когда в легких образуются язвы, а дыхательное горло сдавливается. Он называется битональным, потому что состоит из 2 тонов — низкого, основного и высокого, согласного.
  • Спастический. Это хриплый кашель, вызванный аллергическими процессами. Например, после приема антибиотиков во время лечения.
  • Синкопал. Возникает в виде дыхательной недостаточности перед обмороком, может сопровождаться потерей сознания.
  • Похож на коклюш. Иногда он внезапно начинает активироваться на фоне пневмонии, но какие причины это пока не выявлено.

Лечить кашель следует только после консультации педиатра. Выделение вместе с мокротой от кашля из организма вытягивает инфекцию. Этот кашель обычно заканчивается с окончанием болезни или в период выздоровления (остаточный кашель).

Температура

Помимо других симптомов, верным признаком пневмонии является высокая температура. Не стоит сразу его бояться — это знак того, что детский организм борется с болезнью. Поделитесь такими видами температуры у детей с воспалением:

  • Переохлаждение — наблюдается у новорожденных, у которых еще плохо функционирует терморегуляция в организме.
  • Нормальное — течение болезни «без температуры» может наблюдаться при скрытой (летаргической) пневмонии.
  • Субфебрильная температура — 37-38 ° С; Маленькие дети могут этого даже не заметить, но борьба уже началась.
  • Лихорадка — до 39 ° С; Тут надо быть осторожным — детский организм не справляется, ему нужна активная помощь.
  • Около 40 ° C — состояние критическое, требуется немедленная медицинская помощь.

Отношение медицинских работников к применению жаропонижающих средств в настоящее время неоднозначно. Считается, что температуру ниже 38 ° С у ребенка лекарствами лучше не понижать.

У маленького человечка недоразвит дыхательный аппарат, и тогда возникает пневмония, употребление жаропонижающих средств в этих условиях часто приводит к недостатку кислорода. Достаточно использовать, например, специальные компрессы.

Окончательное формирование дыхательной системы происходит только в период полового созревания, у детей до 15 лет в функционировании и строении органов дыхания есть некоторые особенности. Малыши имеют небольшую глубину дыхания и чаще производят вдох-выдох, при этом у них не до конца развиты мышцы дыхания. У младенцев дыхание неустойчивое за счет слабой воздушности легких и повышенной плотности легочной ткани. Дети до 4-летнего возраста обладают суженными носовыми ходами, к тому же у них часто происходит разрастание лимфоидной ткани в носоглотке.

Незрелость дыхательной системы ребенка служит основой высокой заболеваемости этих органов (две трети всех детских болезней затрагивают именно органы дыхания). Отмечается постоянный рост болезней дыхательных путей у детей, что во многом связано с увеличением аллергических реакций, а также преимущественным проникновением возбудителей инфекций через носоглотку. Болезни дыхания у детей часто переходят в хроническую форму, значительно ухудшая не только качество их жизни, но и перспективы нормального роста организма. Необходимо особо учитывать, что многие заболевания дыхательной системы в детском возрасте могут иметь фатальный исход при несвоевременном лечении.

Причины заболеваний дыхательной системы

Поражение органов дыхания ребенка происходит под воздействием нескольких групп факторов:

  • внешнее инфицирование может быть в случае эпидемий и локальных вспышек легко передающихся воздушно-капельным путем болезней (ОРВИ и грипп);
  • активизация бактериальной флоры в организме ребенка при наличии хронических воспалительных очагов;
  • аллергические реакции организма, в том числе на растения и химические вещества, домашних животных и бытовую пыль;
  • ослабленный иммунитет, особенно при отсутствии в семье системы закаливания;
  • переохлаждение организма из-за одежды не по сезону, промокшей обуви, длительного нахождения на открытом воздухе в холодный период;
  • привычка малыша дышать ртом, что может быть связано с аденоидами;
  • переутомление ребенка, как физическое, так и эмоциональное (большая нагрузка в школе и дополнительные занятия по другим направлениям);
  • недостаточно сбалансированное питание (малый рацион, недостаток витаминов и важнейших элементов);
  • врожденная патология дыхательной системы;
  • перенесенные травмы грудной клетки;
  • наличие у близких родственников легочных болезней.

Симптомы болезней органов дыхания

Признаки патологий дыхательной системы бывают схожими при разных заболеваниях, что требует проведения дифференцированной аппаратной и лабораторной диагностики, поэтому родителям следует незамедлительно отвезти ребенка к врачу в случае появления следующих симптомов:

  • отсутствие у младенца носового дыхания, иногда без признаков насморка. При этом малыш плохо ест и беспокоен во сне, часто плачет;
  • выделения из носа (обильные серозные или с примесью гноя и крови);
  • боль в горле, усиливающаяся в процессе глотания и разговора (визуально покраснение слизистой и отечность миндалин, появление очагов белого налета на миндалинах);
  • охриплость голоса, ребенок переходит на шепот или не может говорить из-за боли и отечности в горле;
  • кашель (приступообразный или отрывистый, сухой либо с отхождением мокроты);
  • возникновение одышки или удушья, ребенок может спать только полусидя, отмечается нарастающая бледность кожи;
  • боль в груди, особенно при кашле и глубоком вдохе;
  • общая слабость, лихорадочное состояние.

Тревожные симптомы при заболеваниях дыхательной системы у детей могут стремительно усиливаться, ухудшая состояние ребенка, поэтому вызов врача на дом или визит в медицинский центр нельзя откладывать.

Виды заболеваний органов дыхания

Среди множества болезней дыхательной системы у детей можно выделить несколько основных видов, имеющих наибольшее распространение:

  • насморк с воспалением слизистой носовых ходов может быть локальным патологическим проявлением или одним из составляющих общего заболевания (грипп или ОРВИ);
  • ангина с воспалением миндалин на основе преимущественно стрептококковой инфекции (дает тяжелые осложнения на суставы и сердечнососудистую систему);
  • ларингит с воспалением слизистой гортани (может развиваться ложный круп с быстрым сужением гортани и признаками удушья);
  • фарингит с воспалением слизистой глотки (чаще возникает на фоне общего вирусного заражения);
  • хронический тонзиллит с длительным течением и возможностью распространения инфекции с кровотоком в другие органы;
  • бронхит развивается преимущественной на основе вирусного заражения, дает угрозу сужения дыхательных кналов;
  • пневмония с инфекционным воспалением легочной ткани приводит к ограничению газообмена и может спровоцировать дыхательную недостаточность.

Своевременное обращение родителей к специалистам Балтийского детского медцентра поможет избежать тяжелых осложнений при болезнях дыхательной системы ребенка, обеспечит полное выздоровление и убережет от рецидивов.

Рентгенологические критерии синдрома дыхательных расстройств при пневмонии новорожденных

Расстройства дыхания у недоношенных детей – одна из наиболее серьезных проблем в раннем неонатальном периоде, являющаяся ведущей причиной смерти детей в раннем детском возрасте. Синдром дыхательных расстройств (СДР) развивающаяся у детей в первые часы и дни жизни как результат несостоятельности легочной ткани, следствие патологических процессов неинфекционного генеза в легочной ткани, часто сочетающаяся или осложняющаяся пневмонией.

Специалисты кафедры общей хирургии, лучевой диагностики и терапии Самаркандского государственного медицинского института провели исследование, целью которого стало определение рентгенологических критериев степени тяжести СДР при пневмонии новорожденных детей в зависимости от срока гестации при рождении.

Авторами было обследовано 100 новорожденных пациентов — 50 доношенных, 50 недоношенных I и II степени. Рентгенография грудной клетки проводилась в прямой, боковых проекциях, и в вертикальном положении с соблюдением следующих технических условий: напряжение тока 50-55 кВ, сила тока 100-150 мА, время выдержки 0,03-0,04 секунды.

Во всех группах недоношенных новорожденных было характерно различной степени выраженности понижение пневматизации легочных полей, затемнение по типу матового стекла и «белые легкие». Кроме признаков нарушения вентиляции, на рентгенограммах наблюдались тени от милиарной пятнистости ретикулогранулярного рисунка с постепенным общим равномерным завуалированием до крупных или конгломератных лобулярных теней и общего диффузного гипопневматоза или апневматоза всех долей. Участки затемнений в легких у недоношенных новорожденных выражались двухсторонней диффузной сетчатоочаговой инфильтрацией и компенсаторной мультифокальной эмфиземой.

У доношенных новорожденных наиболее часто отмечалось группирование очаговых теней, проявляющееся участками ограниченных затемнений мозаичной структуры с преимущественной локализацией их в отдельных сегментах, запаздывающих в своем развитии. Диффузно распространенные множественные мелкоочаговые затемнения часто имели тенденцию к слиянию и сочетались с мультифокальными вздутиями.

Если для доношенных новорожденных характерны были тени слабой интенсивности, то в группе больных с недоношенностью до 60% случаев наряду со слабоинтенсивными очаговыми тенями визуализировались мелкоочаговые затенения высокой плотности характерные ателектазированным долькам, что доказывало развитие пневмонии на фоне пневмопатии.

Анализ рентгенологической картины легочного рисунка выявил, что у некоторого числа недоношенных детей в силу своей незрелости характерно обеднение сосудистого рисунка (36%).

Оценивая состояние корней легких, в (20%) случаев выявить их рисунок не удавалось из-за увеличенной тени органов средостения, из-за дополнительной тени в прикорневой зоне вследствие вовлечения в процесс интерстициальной ткани (72%). Структура корня резко менялась (80%), если очаговые тени располагались в сегментах, проекция которых совпадала с корнем и прикорневой зоной.

При рентгенологическом анализе сочетаний различных форм пульмонологической патологии авторы выделили следующий вариант рентгенологической верификации изменений по степеням в зависимости от тяжести проявлений и выраженности признаков встречающихся при воспалительном процессе на фоне незрелости легочной ткани.

I степень тяжести:

· умеренное снижение пневматизации;
· милиарная пятнистость;
· ограниченные слабоинтенсивные тени;
· нодозно-ретикулярная сетка (расплывчатая); «воздушная бронхограмма» различима.

II степень тяжести:
· снижение пневматизации;
· грубые, беспорядочно разбросанные участки уплотнений легочной ткани;
· нодозно-ретикулярная сетка; «воздушные бронхограммы».

III степень тяжести:
· выраженное снижение пневматизации («матовое стекло»);
· сглаживание легочно-диафрагмальной и легочно-сердечной границы (симптом «силуэта»);
· «воздушные бронхограммы».

IV степень тяжести:
· «белые легкие».

Рентгенография позволяет судить о механизме и индивидуальном прогнозе бронхолегочных изменений, способствует отработке тактики лечения, предотвращающего развитие необратимых изменений в легких, хронической дыхательной недостаточности, бронхообструктивного синдрома и бронхолегочной дисплазии у детей более старшего возраста.

Рентгенологический метод оценки степени тяжести СДР при пневмонии новорожденных детей удобен своей неинвазивностью, минимальной лучевой нагрузкой на обследуемого, широким спектром показателей и богатой информацией морфологических данных, что способствует своевременной коррекции комплексного лечения при риске СДР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector