Возрастные особенности развития детей 4

Содержимое публикации

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

Давайте обратим наше внимание на замечательный и очень интересный возраст — 3 года.

У вас растет прекрасный малыш! Он уже хорошо бегает и неплохо говорит. У него есть любимая еда, игрушки, книжки, одежда. Он иногда бывает до невозможности упрям, а иногда — удивительно настойчив. Он спокойный, уверенный, веселый человечек. Кажется, ему нравится это приключение под названием ЖИЗНЬ! Вы смотрите на него и гордитесь — он лучше всех на свете! Но иногда возникают вопросы и сомнения, а хорошо ли малыш развит для своего возраста, достаточно ли он знает и умеет? Давайте попробуем разобраться, какие же особенности характерны для ребенка 3-4 лет, что он должен уметь, какие навыки уже должны быть сформированы. Зная уровень развития ребенка, можно планировать, в каком направлении двигаться дальше. Важно создавать условия для того, чтобы ребенок не останавливался в своем развитии, все время чему-то учился, что-то открывал, чего-то достигал.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать себя как личность. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.

В этом возрасте ярко проявляется желание делать все по-своему. Присутствует потребность отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Родителям важно с терпением и пониманием относиться к указанным проявлениям ребенка. Помните, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

Основной и самый важный для ребенка вид деятельности в этом возрасте — это игра. Основным содержанием игры для детей 3-4 лет являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Малыши быстро могут переключаться с одной игры на другую. Постепенно игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. В этом возрасте малыши любят помогать взрослым. Поддерживайте это желание и учитесь вместе выполнять какую-то работу! Обязательно играйте с ребенком и почаще хвалите его! Уверенность в себе формируется в детстве!

В возрасте от 3 до 4 лет дети умеют различать до семи и более цветов (как основных, так и оттеночных), называют до пяти геометрических форм предметов (круг, квадрат, овал. ). Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада и своей квартиры. К трем годам ребенок умеет самостоятельно собирать пирамидки, учитывая размер колец и заданную форму. Трехлетний ребенок легко выполняет задание на вкладывание меньшего предмета в больший, ориентируясь при этом на размер. Дети справляются с заданием построить башню из кубиков по заданному образцу. Малыши уже должны уметь работать с разрезными картинками. Им удается собрать картинку из 3-4 частей путем проб.

Внимание трехлетнего ребенка, в основном, зависит от внешних раздражителей. Малыш быстро отвлекается, не способен долго сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с тем ребенок может уже прислушаться к инструкции взрослого, внимательно посмотреть и понаблюдать. Он готов рассматривать картинки, слушать короткие сказки. К 4 годам внимание становится все более устойчивыми продолжительным. Малыш легко справляется с заданием «парные картинки». Дети могут запоминать 3-4 слова и 5-6 названий предметов. А к концу 4-го года жизни — даже отрывки из любимых сказок и короткие стихотворения.

В этом возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает все, что ему интересно и что представляет для него эмоциональный отклик. Хорошо усваивается то, что он слышит или видит много раз. Хорошо развита двигательная память — ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением. Детям в этом возрасте доступно выполнить несколько действий в заданной последовательности; повторить предложение из 4-5 слов; запомнить 3-4 игрушки или картинки.

Речевое развитие

Три года — это возраст интенсивного развития речи. Активно развивается и увеличивается словарный запас (до 600-800 слов), формируется грамматический строй речи. Ребенок должен уже говорить предложениями. Он способен поддержать несложную беседу. В этом возрасте малыш с удовольствием многократно повторяет новые слова, придумывает свои собственные по аналогии с известными. Задает бесконечные вопросы: «Как это называется? Почему?» и другие. Ребенок понимает значение простых предлогов. Может ответить на вопросы по сюжетным картинкам (кто и что делает?). Фонематический (речевой) слух находится в стадии формирования. Также развиваются движения органов артикуляции (языка, губ). Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня и терпеливо отвечайте на его вопросы.

В возрасте от 3 до 4 лет продолжает активно развиваться координация движений: ребята учатся прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Малыши умеют бросать мяч через голову; спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Сохраняют равновесие при качании на качелях.

Активно развивается и мелкая моторика. Стимулировать развитие пальцев рук — очень важная задача для родителей, так как уровень развития мышления и речи зависит от сформированности двигательной сферы. Поэтому обязательно предлагайте малышу игры с мозаикой, конструктором, пазлами, можно использовать различные шнуровки, вкладыши, волчки, массажные мячики, пальчиковую гимнастику и игры.

В возрасте 3-4 лет интенсивно развиваются умения рисовать и лепить.

Рисование — это отличный способ самовыражения. Дети уже могут использовать цвет. Очень важно учить ребенка правильно держать карандаш и кисточку.

Лепка развивает не только силу и ловкость пальчиков, но и пространственное восприятие и воображение. Дети уже способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Родителям важно подобрать игры и занятия для детей с учетом их возраста. Не нужно требовать от ребенка того, что он еще не в состоянии сделать! Главное — это понимать, что Ваш малыш — неповторим, он вправе иметь свои особенности. Не следует сравнивать его со сверстниками. У каждого ребенка свой характер, темперамент; разные темпы овладения умениями и навыками.

Родителям необходимо понимать, что своевременное обращение за помощью (к психологу, логопеду, дефектологу) — это залог успешного развития ребенка! Поэтому, если у Вас возникли сомнения или вопросы, смело консультируйтесь со специалистами. Они не только оценят развитие Вашего малыша, но и дадут советы и рекомендации.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 334 с.

Возрастные и психологические особенности развития ребёнка 3-4 лет.

Три года – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый-малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. В возрасте 3-4 лет начинается чёткое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст 3-х лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него ещё недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

— Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет.

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причём как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвёртого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний ребенок может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В 3 года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заместителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку-баночкой.

Ведущая деятельность-игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико. Начинают формироваться игры с правилами. В 3 года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Первый год развития в месяцах

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12

От года до трех лет

  • 1
  • 1,3
  • 1,6
  • 1,9
  • 2-2,5
  • 2,5-3

С трех до семи и старше

  • 3-3,5
  • 3,5-4
  • 4-5
  • 5-6
  • 6-7
  • 7-8
  • 8-9
  • 9-10
  • 10-12
  • > 12

Возрастные особенности развития детей 4

Каждый родитель хочет быть уверен, что его малыш соответствует всем нормам развития, старается подготовиться к грядущим физическим, психическим и интеллектуальным изменениям, происходящим по мере роста карапуза. Для вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, мы подготовили целый раздел, посвященный всем сторонам развития крохи с рождения до 12 лет.

Вся важная информация о развитии детей с рождения

Для вашего удобства вся информация разделена на отдельные статьи, каждая из которых посвящена определенному возрасту или периоду в жизни крохи. Мы постарались собрать для вас наиболее полный спектр информации для каждого конкретного возраста:

  • Физические и физиологические изменения;
  • Психическое и эмоциональное развитие;
  • Познавательное и интеллектуальное развитие;
  • Навыки и умения детей в определенном возрасте;
  • Игры, игрушки и полезные занятия с ребенком;
  • Особенности ухода за карапузом;
  • Как правильно кормить ребенка.

Открывайте статью с интересующим вас возрастом развития ребенка и получайте самую полную информацию о конкретном периоде в жизни вашего маленького солнышка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector