Стресс у детей

Стресс у детей

Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерные нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у ребенка стресс?

Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).

Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.

Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.

Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.

В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс.

Проявляется стресс у детей этого возраста избыточными страхами, агрессией, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «слезливостью». Также у ребенка может появиться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к более ранним стадиям развития. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постель, сосет палец.

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.

С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы для стресса. Высокие (иногда даже чересчур) ожидания родителей и огромное желание ребенка соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.

Распознать стресс в этом возрасте можно по необъяснимым болям и расстройствам без видимых причин, по нежеланию ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.

Как выяснить причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. С помощью ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на рисунке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.

Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже практически сформировавшаяся взрослая личность. Неудивительно, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, взаимоотношениями с окружающими…

Признаки стресса у подростка также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется от приподнятого до глубокой депрессии, появляется необъяснимое беспокойство, навязчивые действия.

Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет сам рассказать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в нужное русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что произошло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.

Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя без вины виноватым. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они его любят несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

И да, все реагируют на стресс одним из трех способов: бей, беги, замри.

Кто-то злится, кто-то раздражается, кто-то избегает людей или ситуаций, и еще один способ реагирования – торможение.

Какие симптомы стресса у ребенка бывают?

Физиологические:

  • бессонница,
  • потеря аппетита,
  • головные боли и головокружения
  • энурез, энкопрез, запор и т.п.

Когнитивные:

  • нарушение памяти,
  • внимания,
  • регресс в развитии и т.п.

Эмоциональные:

  • вспышки агрессии,
  • раздражения,
  • страхи,
  • тревоги,
  • депрессивные компоненты и т.п.

Если действие стресса продолжительное, то это приводит к нарушению работы психики и организма в целом.

И если взрослые имеют какие-то навыки, чтобы справится со стрессом, то у детей этих навыков еще нет и дети не могут даже объяснить, что с ними происходит.

Поэтому первостепенно — обратить внимание на то, что ребенок находится в стрессе.

Иногда родители находятся сами внутри сложной эмоциональной ситуации и не замечают, что ребенок уже травмирован. Узнают об этом уже тогда, когда появляется психосоматика или другие расстройства, такие как невротические проявления или фобические.

Если вы отметили, что ребенок пережил стресс, общайтесь с ним мягко, спокойно, дайте ему возможность выговориться.

Так как дети не всегда понимают свои эмоции, помогите малышу обозначить их и отреагируйте на них.

Подкрепите эмоциональную поддержку ребенка такими фразами: ты защищен, я на твоей стороне, я рядом, люблю тебя, чтобы не случилось.

Также важно в эти сложные моменты проводить много времени с ребенком.

Для снятия и ослабления стресса хорошо помогают сказки и метафоры, игры и специальные упражнения.

Во время стресса для ребенка важна стабилизация.

Составляйте расписание, планируйте дела. Можно это делать вместе на большом листе с помощью мелков и цветных карандашей. Четкая структура дней поможет ребенку немного успокоиться. Поэтому режим дня будет тоже очень важен.

Не забывайте, что во время стресса важен полноценный сон, правильное питание, прогулки и спокойная атмосфера дома.

Если самостоятельно справиться со стрессом не получается, обращайтесь к специалистам.

Бывает так, что родители сами еще не научились поддерживать себя в стрессе, поэтому всегда можно начать учиться вместе с малышом.

Стресс у детей

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

1) Международное общество «Стресс под контролем», Москва, Россия;
2) ЛДЦ «Лапино», Москва, Россия;
3) НИО неврологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
4) Кафедра физической культуры РАНХ и ГС, Москва, Россия;
5) МЦ «Унисон», Москва, Россия

Физическое здоровье ребенка не отделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия, а также рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте.

Стресс: клинические проявления

Стресс – это не просто волнение или нервное напряжение, это системный нейроэндокринный ответ, который активируется в первую очередь сочетанным действием симпатической нервной и эндокринной систем [1, 2].

Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3–5]:

  • перепады настроения и раздражительность;
  • повышенная тревожность и чувство опасения;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в т.ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
  • трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
  • суетливость и проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в т.ч. с родителями.

Перечисленные симптомы различны по интенсивности и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.

Важно! Стресс может представлять опасность и становиться проблемой, когда у ребенка нарушается адаптация и имеет место плохой контроль стресса.

Общие причины (источники) стресса у современного ребенка

  1. Важные (значимые) жизненные изменения (психотравмирующие события, личностные потери, хронические конфликты в семье, агрессивность отца, развод родителей, потеря работы и другие виды стресса у родителей [5, 6]; расставание с близкими друзьями, переезд семьи, хронические заболевания или инвалидность родителей) [7, 8].
  2. Трудности взаимоотношений в социуме: если некоторые конфликты – это нормально и время от времени это здоровая характеристика человеческих взаимоотношений, то хронические и нерешенные конфликты, которые характеризуются трудностями взаимоотношений, служат причиной значимого персонального стресса и представляют собой серьезный риск развития, например, сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний [9].
  3. Условия учебы и академический стресс (загруженность ребенка уроками, конфликты с учителями и школьные дидактогении, расставание с родителями у дошкольников).
  4. Окружающие (средовые факторы): в результате экологических стрессов дети испытывают больший риск инфекционных, аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных психосоматических расстройств [10]. Также дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Последствия стресса у детей и подростков

Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. Субъективное восприятие стресса в сочетании с индивидуальными (генетические, биологические, психологические) различиями в поведении могут приводить к развитию негативных психологических, соматических и поведенческих последствий стресса.

Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25% [9, 11, 12].

Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

У детей и подростков тревожные расстройства представлены широким спектром клинических проявлений (табл. 1).

Стресс у детей

Тревожные расстройства дебютируют в раннем детстве (3–5 лет) или подростковом возрасте. Тревожные расстройства – психические расстройства, которые на протяжении первых двух десятилетий жизни связаны с нарушением формирования адаптации в обществе, а также развития когнитивной и поведенческой сферы (неуспеваемость в школе и отсутствие профессиональных достижений/несостоятельность) [13].

Тревожные расстройства могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях и патологических состояниях у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков; синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (мигрень и головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатального поражения нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др. Симптомы тревожного расстройства могут быть распределены на три основные группы:

Детство кажется самым беззаботным временем без тревог и волнений, полным радостных событий. Тем не менее дети могут испытывать нервное перенапряжение на фоне физиологических изменений в организме или непривычных внешних условий. Почему у детей возникает стресс и как бороться с его причинами?

Раннее детство

Даже в раннем возрасте ребенок способен испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

Симптомы:

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых ему необходим (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности — это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте его, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • Ребенка надо заранее готовить к грядущим переменам, например, к посещению детского сада и, тем более, ясельной группы.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях — по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам — то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Младшие классы

Стресс в этот период — реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни.

Школа — это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

Симптомы:

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

Стресс — это защитная реакция организма на неблагоприятные факторы. Дети подвержены стрессам сильнее, чем взрослые, из-за неокрепшей нервной системы, впечатлительности, уязвимости и еще не сформировавшегося навыка самоподдержки.

Факторы, вызывающие у ребенка состояние острого или хронического стресса, могут быть разные. Перечислим наиболее тяжелые для ребенка: смерть родителя, члена семьи или любимого питомца (которая для психики ребенка приравнивается к смерти члена семьи), развод родителей, повторный брак родителей, длительное отсутствие матери (например, для ребенка до 1,5 лет расставание с мамой более чем на 14 дней даже при наличии уважительных причин приравнивается к ее потере), депрессия или алкоголизм у родителей (так как они в этот момент безразличны к ребенку), серьезная болезнь у самого ребенка, особенно с госпитализацией, рождение сестренки или братика, переезд в другой город или район, поступление в детский сад, новую школу, финансовые трудности в семье, которые обсуждаются в присутствии ребенка, систематические физические наказания ребенка.

Каковы же симптомы детского стресса?

Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.

Итак, признаки стресса у ребенка:

    : кручение предметов, грызение ногтей, выдергивание волос и другие.
  1. Нервные тики: пожимание плечами, потряхивание головой, моргание глазами, покашливание и другие.
  2. Ночной и дневной энурез, энкопрез, психологический запор (недержание мочи и кала).
  3. Возникновение заикания.
  4. Психосоматические боли и заболевания на фоне стресса (боли в животе, боль в голове, частые болезни в период контрольных, экзаменов, адаптации в школе и садике и т.д.).
  5. Апатия, хронически плохое настроение или наоборот раннее нехарактерная для ребенка неугомонность.
  6. Появление различных страхов — объективных и необоснованных.
  7. Ложь, которую нужно отличать от яркой фантазии, свойственной впечатлительным детям. , которая может быть направлена как на других людей или предметы, так и на себя.
  8. Замкнутость, погружение в мир фантазий, нежелание контактировать с другими.
  9. Повышенная раздражительность, тревожность, утомляемость, рассеянное внимание, плохой сон с ночными кошмарами, возврат привычек более раннего возраста (энурез, сосание пальца и т.п.)
  10. Также стресс может сопровождаться и физиологическими симптомами — мышечное напряжение в шейно-воротниковой области, сухость во рту, изменение пищевых привычек (чрезмерный или пропавший аппетит), незначительное повышение температуры тела.

При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию. Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.

Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Стресс у детей

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Стресс у детей

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

Стресс у детей

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

Стресс у детей

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Стресс у детей

Посттравматический синдром или стресс у ребенка – возникает по причине сильного, непереносимого для психики воздействия каких-либо обстоятельств и сопровождается рядом психических симптомов. Сильными стрессами, повлиявшими на состояние ребенка могут быть:

  • медицинские вмешательства, сильные болевые ощущения, операции
  • длительные болезни, серьезные физические травмы
  • физическое насилие в семье, наблюдение за насилием
  • ребенок потерялся, попал в руки злоумышленников
  • тяжелая болезнь или смерть родственника, друга
  • внезапное исчезновение из жизни ребенка кого-то из близких
  • переезд, перевод в новую школу
  • усыновление/удочерение
  • несчастный случай, авария
  • природные катастрофы
  • война: бомбежки, выстрелы, эвакуация
  • длительное пребывание в условиях эмоционального насилия в семье или в коллективе (давление, унижение, издевательства, отвержение)

Стресс у детей

Опыт — более 13 лет, кандидат психологических наук. Работа с семьями, помощь в детско-родительских отношениях. Помощь при возрастных кризисах у ребенка. Психологическое сопровождение грудного вскармливания и завершения лактации. Психологическая коррекция при нарушении развития у ребенка и сложностях адаптации.

Острый и хронический стрессы у ребенка

Стресс у детей

Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.

Похожие симптомы могут проявляться в случае, если ребенок длительно переживал мучительные обстоятельства, на которые он никак не мог повлиять (в семейных отношениях или в коллективе). Это действует на психику аналогично острому стрессу и имеет такие же последствия.

Какие бывают симптомы стресса у детей?

Внимание родителей должны привлечь такие симптомы стресса как:

  • эпизоды повторного переживания – повторяющиеся негативные воспоминания, частые сны, связанные с событием, появление объектов, провоцирующих «возврат» к пережитому стрессу
  • повышенная возбудимость – эмоциональные вспышки, раздражительность, истерики, приступы агрессии
  • депрессивные симптомы и поведение избегания – чувство отрешенности, одиночества, отсутствие положительных эмоций, потеря активности, отказ от любимых видов деятельности
  • неожиданные поведенческие реакции: ребенок не хочет разговаривать или слишком болтлив, навязчив; много плачет или смеется невпопад; немотивированная агрессия или обидчивость, страх
  • резкое изменение привычек и ритма жизни: испытывает трудности в концентрации внимания, трудности при засыпании или пробуждении, возможен отказ от еды или переедание, тяга постоянно смотреть телевизор, играть в компьютер
  • могут проявляться различные соматические болезни
  • нарушения саморегуляции — заикание, навязчивые действия, перепады настроения или зацикленность на одной теме, мысли, занятии
  • разрушение учебной деятельности, отказ от нее, отказ ходить в школу, в детский сад
  • эмоциональные симптомы: страхи, необьяснимая тревога, недоверие к окружающим, скрытность, нежелание общаться с широким кругом людей, отпускать родителей.

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 106-79-99 .

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Стресс у детейСтресс у ребенка. Фото — фотобанк Лори

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом.

Как помочь ребёнку справиться со стрессом?

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Детский стресс. Да, и такое бывает, и это явление встречается довольно часто. Многие родители наверняка думают, что стресс появляется в жизни с возрастом, а жизнь наших детей можно назвать практически беззаботной. Но это далеко не всегда так. Чтобы вовремя распознать стресс и способствовать тому, чтобы он прошел бесследно, нужна помощь родителей и иногда специалиста.

Слово «стресс» имеет английское происхождение и в переводе означает «давление, нагрузка, напряжение». Основные причины возникновения стресса — это физические, эмоциональные и интеллектуальные перегрузки. Если взрослые обычно легко могут определить у себя наличие стресса, то дети не понимают, что с ними происходит и не знают, как избавиться от плохого настроения. Естественно, главная задача родителя в этой ситуации — вовремя заметить признаки стресса у ребенка и помочь малышу справиться с проблемами.

ПРИЧИНЫ СТРЕССА У ДЕТЕЙ

Детский стресс обычно возникает, как реакция на новую для ребенка ситуацию, если малыш сталкивается с чем-то непривычным, тем, чему пока не может противостоять. Причины могут быть самые разные: трудности и напряженные отношения в семье, несчастные случаи и травмы, появление в семье нового ребенка, переезд, чрезмерные нагрузки в учебных учреждениях, расставание с близкими, потеря домашнего животного и т.д.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СТРЕССА

В разном возрасте стресс проявляется по-разному. По каким же признакам можно определить его наличие у детей?

  • У малышей до 2 лет — это повышенная раздражительность, потеря аппетита и ухудшение сна
  • У детей дошкольного возраста — повышенная требовательность и частое проявление негодования, регрессия к детским привычкам, усиленные детские страхи, агрессивное и плохое поведение, дефекты в речи, гиперактивность или, наоборот, уменьшение активности, уход в себя.
  • У школьников младших классов — головные боли, тошнота, быстрая утомляемость, плохое, агрессивное или вызывающее поведение, ложь и обман, регрессия к детским привычкам, расстройства без конкретной причины, чрезмерное беспокойство о своем здоровье, педантизм или максимализм, повышенная тревожность, волнения и страхи, падение успеваемости, дефекты речи и нервный тик, нарушения сна и потеря аппетита.

Научными исследованиями доказано, что с возрастом риск надвигающейся депрессии увеличивается. В 17 лет он в 4 раза выше, чем в 8-12 лет.

РЕГРЕСС

Регресс проявляется в том, что у ребенка появляются привычки, свойственные поведению в более раннем детстве: сосание пальца, плач, когда уходит мама, чрезмерное требование внимания. Что делать в этом случае? Не мешайте ребенку «возвращаться в детство», достаточно просто уделить ему больше внимания, проявить ласку и заботу.

СТРАХИ

Повышенная тревожность, волнения и проявления страхов (ребенок везде закрывает двери, включает свет, проверяет замок) являются явными признаками стресса. Самый лучший способ справиться с этим — вовлечь ребенка в игру, лучше всего, творческую. Творческие занятия не только помогают разрядиться, но и позволяют ребенку выразить внутренние страхи и эмоции, поделиться своими мыслями в образной форме. Прекрасно избавляют от страхов занятия песочной терапией, рисованием, лепкой, декоративным творчеством.

АГРЕССИВНОСТЬ

Внезапно появившиеся признаки агрессивного поведения у дружелюбного и спокойного ребенка (грубость, резкий разговор, разбрасывание вещей) говорят о сильном стрессе. Агрессивное поведение невозможно просто запретить, важно дать правильный выход накопившейся отрицательной энергии ребенка. Для таких целей идеально подходят физические нагрузки: занятия спортом и фитнесом, единоборства, подвижные игры. Не забывайте анализировать поведение ребенка в спокойных разговорах с ним наедине.

ПЕРЕПАДЫ НАСТРОЕНИЯ И БЕСПОКОЙНЫЙ СОН

Резкие смены настроения и проблемы со сном должны насторожить родителя. Для начала стоит поговорить по душам и выяснить причины беспокойства ребенка, попытаться научить понимать и правильно выражать свои эмоции. Избавлению от тревожности и плохого сна помогут расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика, йога, упражнения на развитие воображения и фантазии, ароматерапия. Будьте внимательны к режиму дня ребенка и его питанию.

ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ

Симптомы заболеваний (тошнота, головная боль, боли в животе) могут быть вызваны нервным перенапряжением. Проверьте психологический климат в семье и школе, оцените нагрузки и требования, которым подвергается ребенок. Возможно, стоит пересмотреть режим и занятость ребенка и при необходимости обратиться к помощи психолога.

СНИЖЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

О плохом психоэмоциональном состоянии ребенка говорят такие симптомы, как нарушения памяти и внимания, трудности с воображением и потеря интереса к ранее увлекающим ребенка вещам. Обязательно интересуйтесь делами ребенка и в школе, и за ее пределами, не ограничиваясь дежурными вопросами. Поощряйте ребенка даже за незначительные достижения, будьте внимательны к его потребностям. Оказывайте поддержку и помощь в выполнении сложных заданий.

ИЗОЛЯЦИЯ

Проявляется в том, что ребенок становится тихим, замкнутым, уходит в себя и отказывается от занятий, которые раньше ему были интересны, стремится к одиночеству и избегает контактов. Если у ребенка нет желания общаться, не настаивайте сразу и дайте ему немного времени. Если же желание есть, но ребенок испытывает сложности при установлении контакта, помогите ему подружиться со сверстниками. Создайте ситуацию, удобную для общения и непринужденной игры, например, занятия в спортивной секции или творческой студии со сверстниками. С проблемами также помогут справиться групповые коммуникативные тренинги, например, занятия песочной терапией.

При обнаружении одного из симптомов стресса обязательно следуйте рекомендациям:

Стресс у детей

Почему возникает стресс у ребенка

Интеллектуальные и эмоциональные перегрузки вызывают психологический стресс даже у взрослого человека, что уж говорить о ребенке! Несмотря на схожесть симптомов, дети, в отличие от взрослых, не всегда понимают, что с ними происходит, часто не могут сформулировать и выразить то, что они чувствуют и переживают.

Ранний детский возраст характеризуется высокой степенью зависимости от семьи. Любое изменение состояния родителей и других значимых взрослых вызывает ответный эмоциональный отклик: ребенок не может до конца понять особенности взрослой жизни, но он всегда чувствует, что что-то не так, сильно переживая ситуацию.

Иногда реакции дошколят на стресс могут быть очень нестандартными, даже парадоксальными! В качестве примера можно привести поведение пятилетнего ребенка, который, гуляя со своей бабушкой, невольно стал свидетелем сильного пожара в частном доме. Несколько дней мальчик ходил замкнутый, мало общался и все время принюхивался. Женщина позже сама призналась, что увиденное не позволило ей быстро справиться со своими эмоциями, она была «сама не своя», долго причитала.

Ребенок же в этом случае не столько был впечатлен увиденным, сколько переживал из-за такой нетипичной реакции своей бабушки: ее неприкрытая тревога заставила мальчика чувствовать себя покинутым (эмоционально). А детям, особенно в таком юном возрасте, важно знать, что, не смотря ни на что, о них заботятся, их любят, со своими близкими они всегда в безопасности, любимая семья всегда будет рядом… Одна из базовых потребностей в безопасности в такой ситуации подверглась испытаниям.

О признаках переживания ребенком острого стресса

Очень сложно в большинстве случаев родителям спрогнозировать, как отразится то или иное событие на психическом состоянии их ребенка. В семье может быть очень благоприятная и гармоничная атмосфера, но определенные ситуации в школе столь же часто провоцируют стресс: сложно заговорить с новым учеником или учителем, не дается понимание предмета, насмешки одноклассников, гонка за хорошими оценками…

Есть ряд признаков, которые не должны оставаться без внимания и своевременной психологической помощи, это:

  • негативная острая реакция, которая ранее никак не проявлялась (гнев, истерика, рыдания);
  • энурез, нервные тики, кусание ногтей и сосание пальцев;
  • бессонница, отказ от еды или, наоборот, чрезмерное поглощение сладкого, «заедание» проблемы;
  • развитие фобий, панические атаки, повышенная пугливость, вздрагивания;
  • детское воровство;
  • запинки в речи, заикания;
  • несвойственная ребенку замкнутость или, наоборот, излишняя расторможенность;
  • капризность, плаксивость, оцепенелость или безэмоциональность.

Подобные проявления и расстройства – закономерный ответ на сложные, противоречивые, трудные события, ситуации и обстоятельства. Они могут усугубляться изоляцией, отрывом от семьи, игнорированием детских чувств и переживаний со стороны значимых взрослых, неуважением и отрицанием его прав на подобные эмоции.

Как помочь ребенку, переживающему стресс?

В стрессе есть и позитивные моменты: это та реакция, которая позволяет нашему организму мобилизовать ресурсы, чтобы пройти «испытание». Но надо понимать, что характер детей, их особенности нервной системы не только уникальны, как у взрослых, но и находятся еще на стадии становления.

Поэтому важнейшие пути помощи ребенку в стрессовом состоянии включают:

  • понимание, что на преодоление стресса влияет множество факторов – детский жизненный опыт, то, как его родители реагируют на сложную ситуацию, его состояние здоровья;
  • возможность предоставить в любое время поддержку своему ребенку, необходимо дать ему понимание, что вы всегда рядом и поможете, не смотря ни на что;
  • отвлекающие действия со стороны родителей, направленные, чтобы уберечь своего ребенка от непосильных нагрузок;
  • предоставление нужной информации, так, родителям особо впечатлительных детей рекомендуется читать им книжку «Когда случается плохое» – произведение, написанное Тедом О’Нилом, учит находить конструктивные решения и способы справиться с бедой.

Иногда бывает, что ребенок «застрял» в своих переживаниях. Во многих случаях такая ситуация сигнализирует, что кто-то из важных для него близких людей не может справиться со своим состоянием, эмоциями. Необходима профессиональная работа психотерапевта, психолога с таким членом семьи.

Если вы пытаетесь оказать поддержку своему ребенку, но его состояние только ухудшается, не стоит медлить с обращением к детскому психологу или семейному психологу! Очень часто на фоне испытываемого стресса у ребенка (особенно дошкольного младшего школьного возраста) начинают проявляться симптомы дезадаптации. В результате эффективность его деятельности и обучаемость падает в десятки раз!

Поэтому задача родителей — всеми силами не допустить, чтобы травматический опыт привел к негативным состояниям, которые в последующем закрепятся в стойких личностных изменениях. Стресс должен быть преодолен максимально быстро. И в этом аспекте своевременное обращение к детскому психологу – разумный вариант.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector