Сенсорное развитие детей раннего возраста

Актуальность темы : Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, так как ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

-научить детей различать основные цвета;

-познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив;

— развивать мелкую моторику;

— совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

Цель работы: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности

Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста .

Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)

Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»; проведение бесед, родительского собрания «Путешествие с страну Сенсорику ».

— систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

— сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета и величины предметов.

— сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных предметов игры на них.

— сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

— заинтересованность родителей в дальнейшем развитии сенсорных представлений у детей.

Формы работы с родителями:

— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Формы работы с детьми:

— занятия по сенсорному воспитанию;

— дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

— дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

— дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;

— дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы.

Э тапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Подготовка анкет для родителей, анализ результатов

Подготовка и проведение родительского собрания

Отчет по теме самообразования

А прел ь- май 2020

Конспект родительского собрания

Подведение итогов работы: «Доклад на педсовете»

Работа с детьми

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Проведение занятий с использованием дидактических упражнений со специально разработанными пособиями

Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы»; «Найди предмет такой же формы »; «Какая фигура лишняя?»

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по величине», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»,

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета: «Какого цвета не стало?»; « Какого цвета предмет?»; «Собери гирлянду»

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Проведение индивидуальных консультаций

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Проведение родительского собрания

Итог работы по теме .

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов. Они научили сь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Дети стали более внимательными, усидчивыми, научились работать в коллективе.

Кроме того, родители узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание и о его значении в раннем детстве.

Итак, для формирования сенсорной культуры у детей раннего дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр.

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа .- Москва, 2010.

2. Л.А. Венгер , Э.Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1998.

3. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком». – М.: Обруч, 2012

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст — наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

  1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
  2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи работы по самообразованию:

  1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию(создание и приобретение новых игр при участии родителей);
  3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 1-2 лет;
  • Семьи детей посещающих детский сад;
  • Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная;
  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
  • Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет;
  1. Информационно-педагогический блок
  1. Работа с детьми
  1. Работа с родителями

Сенсорное развитие детей раннего возрастаАвтор IsakovaElena Опубликовано 17.02.2019 15.03.2019 Рубрики Самообразование

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector