Развиваем самостоятельность у ребенка

Елизавета Филоненко

Развиваем самостоятельность у ребенка

Родительские чаты времен карантина стали предметом многочисленных шуток. Экспрессивные сообщения мам, которые уточняют домашние задания и устали делать школьные уроки за своих детей может быть и забавно читать, но давайте задумаемся: если дети не способны самостоятельно выполнять домашние задания и даже просто записать, что им задали — хорошо ли это?

Почему так важно развивать самостоятельность у ребенка? Как это делать и на что обратить внимание? Об этом мы порассуждаем вместе с Елизаветой Филоненко, автором книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности».

Чем опасна излишняя опека?

Часто родителям приходится выбирать между «сделать самим» и «научить». И они выбирают первый вариант, когда хотят оградить себя и ребенка от непредсказуемых результатов, когда экономят свое время. Ведь, например, одеть ребенка самому гораздо быстрее, чем ждать, пока тот оденется сам. Так незаметно естественное желание ребенка «я хочу сделать это сам», превращается в «я не могу сделать это сам, это за меня сделает взрослый». Происходит подавление самостоятельности чада. Если ребенка излишне опекать, то вы не заметите, как он станет беспомощным, зависимым, безынициативным.

Если постоянно держать ребенка на ручках, он не научится ходить, если опекать его во всех вопросах, он не сможет разобраться в них сам. Если мама по первой просьбе бежит в школу выяснять отношения с учителями и сверстниками — ребенок не научится разрешать конфликты самостоятельно. Помощь взрослого — это хорошо, и ребенок должен знать, что такая возможность есть. Однако ценно, чтобы он верил в собственные силы — так у него будет несколько карт на руках.

Почему важно развивать самостоятельность у детей?

Главная задача родителей – подготовить детей к тому, чтобы они легко жили самостоятельно. Если ребенок четко понимает, как он может обеспечить свои физиологические и психологические потребности сам, он вырастет уверенным в себе человеком. Взрослым, который умеет планировать и оценивать свои поступки, не боится исследовать мир и идти вперед, несмотря на ошибки. Поскольку такие дети более смелые, к ним тянутся сверстники, они становятся привлекательными для других людей и легко вливаются в любой коллектив.

С какого возраста лучше начать?

Самостоятельность ребенка можно развивать с самого раннего детства. Главное понимать, что входит в зону самостоятельности каждого возраста. Даже малыши могут сами определить, сколько им нужно есть и пить, жарко ли, хочется ли двигаться — это первичная зона детской самостоятельности. Поэтому взрослым стоит подумать, помогать ли малышу схватить близко лежащий к нему мячик или дать возможность проявить волю и дотянуться до желанной цели самостоятельно.

Как выбрать задания для развития самостоятельности?

Определите, что ребенок может делать сам. Так, вы можете перестать одевать пятилетнего малыша, в этом возрасте он точно справится с одеждой сам. А вот в два года вряд ли — здесь нужно определить зоны, где вы будете развивать самостоятельность, давая ему пробовать новые действия.

Выбирайте задания, в которых ребенок пока сомневается, но может справиться с помощью взрослого или доступных инструкций. Например, в 8 лет дети уже могут участвовать в приготовлении еды. Здесь важен процесс преодоления себя: первый блин всегда комом, зато чуть позже можно стать мастером блинных дел. В таких уроках жизни формируются волевые качества, которые учат не бояться совершать ошибки и помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата.

Верьте в своего ребенка. Помогите решить задачу, подтолкните к верному ответу, разбейте одно большое действие на десять маленьких и простых, но не делайте все за него. Это требует терпения, но игра стоит свеч. Разрешите ребенку ошибаться, ведь опыт — сын ошибок трудных и только он может сделать человека независимым.

Как понять, что ребенок стал самостоятельным?

Нет такого часа «икс», в который ребенок становится самостоятельным. Процесс эволюции навыков идет непрерывно, но если его искусственно сдерживать гиперопекой, то он пойдет очень медленно, и в каких-то звеньях заглохнет. Нужно следить за количеством дел, которые ребенок может делать без поддержки. Появляются ли новые, как он справляется со старыми, не берут ли родители ответственность за то, что он уже может делать сам. У ребенка всегда будут зоны, где он уже самостоятельный и где еще стоит поработать — это нормально.

консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
dlya_rodit.docx 15.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Как воспитывать самостоятельность у детей»

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя.

Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как, в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность и управление действиями. Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Как можно привить этот навык, если за «порогом» дома ребенок постоянно подвергается рискованным ситуациям? Легко, главное, следовать грамотным инструкциям!

В начале этого «пути» самое важное для родителей — понять, что самостоятельность ребенка всегда сопровождается свободой выбора и независимостью. Это нелегко! Не каждый родитель сможет без страха позволить ребенку принять свое решение. На это есть немало причин, например: он может ошибиться из-за отсутствия опыта и знаний в данном вопросе.

Вот здесь вам и поможет грамотный подход, доказывающий дошкольнику, что вся его самостоятельность основана на четких границах и правилах. Свобода выбора имеет свои законы!

Если вы еще сомневаетесь, тогда подумайте о том, что дети без права на свои ошибки чаще всего вырастают инфантильными, нерешительными и тревожными. Они бояться сделать любой «шаг», требующий ответственности.

Как не нужно развивать самостоятельность у ребенка.

Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.

Желание «я сделаю сам» — естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель — воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка — уколоть.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное — каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, необходимо помнить:

— Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

— Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

— Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий). Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи.

Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят. О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, – об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает. И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения – смотреть за собой и устранять последствия своих действий – теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко. Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках – включил, все заработало.

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности – основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, – принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи. Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток. Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола. Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.

— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта – и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки – оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.

Советы родителям о том, как формировать базовые навыки самостоятельности у детей 3–5-ти лет

Развиваем самостоятельность у ребенка

Вы опаздываете и, наспех собрав детей и сумки, уже готовы выпорхнуть из дома, как тут ваш 5-летний малыш решает, что именно сейчас пришло время овладеть мастерством завязывания шнурков. Ваша первая реакция: «У нас нет на это времени! Давай, я сама зашнурую твою обувь!».

Сделайте глубокий вдох. Да, пусть это вовсе не идеальное время, но зато это прекрасная возможность поспособствовать самостоятельности сына, конечно, если только вы сможете набраться терпения. Положите свои сумки, и пусть пресловутые стрелки часов продолжат отмерять секунды и минуты, в течение которых ваш ребенок будет работать над своим новым навыком.

Обучать самостоятельности не всегда легко. Это требует от родителей предоставления детям большего выбора, количества информации, ответственности, свободы и времени. Порой это также означает необходимость стиснуть зубы, сдержаться при виде их нестандартного и довольно-таки оригинального выбора. Но ваши усилия окупятся в десятикратном размере: вы увидите талантливых детей, которые смогут с уверенностью найти свой путь, где бы они ни находились в этом огромном мире.

Помните: самостоятельность начинается дома – на вашей собственной кухне и в вашем собственном дворе. Далее представлены несколько советов, которые помогут организовать пространство таким образом, чтобы позволить маленьким детям отстаивать свою независимость и укреплять новые навыки.

Предоставьте детям пространство, в котором они будут единолично наслаждаться игрой. Оборудуйте «базу» для самостоятельных игр и развлечений, например, организуйте арт-каморку, сопоставимую с размерами ребенка. Снабдите это уютное место различными подставками под творческие инструменты и ими самими, конечно, цветными карандашами, цветной бумагой, ножницами, пластилином, полимерной глиной, клеем, кисточками и красками. Некоторые родители рекомендуют поставить в углу специальные мешочки с различными мелкими детальками для творчества, обложив их большими подушками или разместив их в детской палатке. Пока игрушки ждут своей очереди, вы можете сложить их в отдельный красивый (и притягательный) мешочек, например, положив в него пазлы, игры-сортировки, шнуровки и книжки-раскраски.

Создайте максимум возможностей, чтобы ребенку было легко делать выбор. Например, вместо того чтобы готовить своему малышу полдник, поставьте пластиковые контейнеры, наполненные сырными палочками, морковью, изюмом, крекерами и другие полезными вкусностями, на самые низкие полки вашего кухонного шкафчика. Затем позвольте ребенку самостоятельно выбрать из предложенных вариантов самые желаемые продукты. Также вместо того чтобы решать, что вашему сыну надеть, положите одежду в легко открывающиеся ящики так, чтобы он смог начать самостоятельно комбинировать рубашки с брюками и одеваться по-своему усмотрению. И старайтесь не позволять какой-то неожиданной комбинации обеспокоить вас. Понимание комбинаторики придет к нему со временем.

Поощряйте желание ребенка тянуться ко всему своими ручками. Выделите на вашей кухне низко расположенный ящик для детской посуды. Разместите в нем пластиковые стаканчики, тарелочки, соломинки и немного других столовых приборов. Предложите ребенку поиграть в «ресторан» и выбрать себе место за столом. Когда вы сортируете одежду перед стиркой, попросите его помочь рассортировать свои носочки. Ваш малыш замечает, что заканчиваются его любимые бананы? Предложите ему написать (или, скорее, нарисовать) на холодильнике список необходимых покупок. Когда вы побуждаете ребенка взяться за какое-то дело, это заставляет его ощутить себя ценным и значимым, способным внести вклад в свою семью. Другими соответствующими возрасту заданиями для 4 и 5-летних детей являются, например, задание застелить постель, покормить домашних животных, загрузить посуду в посудомоечную машину и собрать игрушки. Вы можете превратить уборку в игру, сказав: «А ну-ка, давай посмотрим, сможешь ли ты собрать четыре игрушки к тому времени, как я досчитаю до десяти. Вперед!».

Самостоятельность не приходит вдруг, в один прекрасный день, она культивируется. Запаситесь терпением, чтобы воспитать ребенка, который способен будет с уверенностью ориентироваться в этом мире, и вы сможете с радостью наблюдать за его успехами в течение всей жизни.

Мы, родители, умудряемся постоянно спешить. Нам проще самим одеть ребенка на прогулку, накормить, собрать игрушки, чем наблюдать, как он долго и неумело делает это сам. А ведь своевременное обучение рутинным бытовым операциям — очень важный аспект развития. Бытовая самостоятельность сделает ребенка более собранным, независимым, разовьет целенаправленность, позволит успешно интегрироваться в группу детского сада или развивающего центра.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Вот несколько простых подсказок, как сделать обучение бытовым навыкам эффективным и приятным для вашего ребенка.

  • Сделайте так, чтобы ребенок хотел самостоятельности. Используйте при обучении высоко мотивационную деятельность! Как вы думаете, какой ребенок быстрее научится самостоятельно раздеваться перед приемом ванны, тот, кто не любит купаться, или тот, кто обожает игры с водой? А в какой ситуации ребенок охотнее начнет есть ложкой самостоятельно: когда перед ним тарелка манной каши или любимое блюдо? Ответ очевиден.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенку придётся проявить инициативу и попытаться выполнить действие самостоятельно. Может быть, он до сих пор не делает это сам, поскольку ему не давали такой возможности. Он привык, что за него все сделают взрослые. Все что от него требовалось до сих пор, это поднять подбородок, чтобы завязали шапку, или открыть рот, чтобы почистили зубы.
  • Убедитесь, что ставите перед ребенком посильную задачу. Например, если вы задумали научить ребенка застегивать пуговицы на рубашке, проанализируйте — достаточно ли развита его тонкая моторика и пространственное восприятие для успешного самостоятельного выполнения этой сложной операции. И, только убедившись, что «базовые умения» сформированы, приступайте к работе.
  • Расставьте приоритеты и определитесь с конкретной задачей: над каким навыком вы будете работать? Что для ребенка сейчас важнее: возможность самостоятельно надеть ботинки или умение завязать на них шнурки бантиком? Если учите надевать ботинки, то в начале лучше использовать обувь на «липучке». Упростите процесс обучения, адаптируйте материалы и среду под возможности и уровень развития ребенка. Вы сэкономите кучу времени и нервов!
  • Подумайте, сколько времени надо будет «заложить» на самостоятельное выполнение малышом определенной бытовой операции. Следите за темпом деятельности, не допускайте излишней спешки или медлительности. Если ребенок слишком быстро пытается выполнить операцию, то может делать это формально, неаккуратно. Например, вытирать руки, не снимая полотенца с вешалки, несколько раз проведя по нему тыльной стороной ладоней. Медленный темп характерен для «мечтателей», которые они не концентрируют внимание на текущей деятельности, витают в облаках, могут замереть на полдороги. Такие дети принимают помощь взрослых с охотой. Задача родных — замотивировать ребенка долгожданной прогулкой или вкусным угощением. Тогда и вам будет легко регулировать темп деятельности.
  • Постепенно усложняйте и расширяйте сформированный навык! Научили обуваться в кроссовки на липучках, попробуйте обувь на молнии, а затем на шнурках.
  • Продумайте процесс обучения. Попробуйте сначала сами выполнить все действие от начала до конца. Разделите мысленно деятельность на отдельные операции, обратите внимание на постановку рук, расположение предметов. Это поможет в дальнейшем грамотно оказывать помощь.
  • При возникновении трудностей не кидайтесь сразу выполнить задание за ребенка, а используйте подсказки!Подсказывайте, показывайте! Выбирайте тот вид подсказки, который будет максимально эффективным в конкретной ситуации. Например, если вы обучаете ребенка самостоятельно одеваться, то разумно использовать позиционную подсказку. Т.е. расположить стопку одежды на стуле в логической последовательности: сверху майка, затем рубашка и так далее.
  • Не увлекайтесь подсказками в виде пошаговых инструкций. Если ребенок недостаточно мотивирован и инициативен, то легко станет зависимым от внешнего планирования. Не будет стараться запомнить последовательность операций, а будет ждать вашей инструкции. Обратите внимание, что объем помощи необходимо постепенно уменьшать!
  • Запаситесь терпением и хвалите! Самое главное — позитивный настрой, спокойствие и доброжелательность.

Яльцева Антонина, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Мария Евгеньевна Баулина

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжёлом периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребёнка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить всё по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребёнку.

3. Объём и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» — плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

5. Если ребёнок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать Ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же ещё часа два, чтобы вы могли заняться своими делами. Как правило, уже через несколько минут раздаётся вопрос: «А можно я слезу с дива-а-ана?»

Умение формулировать цель, предвидеть результат — основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребёнка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, ещё один способ развития самостоятельности — упражнение конкретных навыков.

Последний штрих в портрете самостоятельности — настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

Детская самостоятельность — качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от её количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребёнка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям. Каковы критерии самостоятельности, и как она проявляется в раннем возрасте, рассказывает Мария Евгеньевна Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член экспертного совета JOHNSON’S® Baby.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Что бы ни делал ребёнок, ему важно одобрение родителей. Поэтому самое главное в воспитании самостоятельности — не столько развить её, сколько не подавить. Часто родители, анализируя поведение ребёнка, опираются на критерии зрелой самостоятельности, в то время как у детей она может маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель оказывается в той ситуации, когда с водой выплёскивают ребёнка. Выходом из неё может стать направление активности и инициативности детей в мирное русло.

Даем разумную свободу

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» — то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребёнку, и где он пытается проявить себя. Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 лет – общение со сверстниками. Если ребёнок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

Как известно, абсолютная свобода — это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребёнок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы на клумбе. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить сей акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но показать огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребёнок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

Ставим цели и задачи

Взрослые обычно полагают, что ребёнок ДОЛЖЕН выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием. Во-первых, ребёнок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать, ЗАЧЕМ, то есть с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу.

Во-вторых, малышу необходимо чётко представлять себе алгоритм действий: КАК и ЧТО ИМЕННО нужно делать. В-третьих, ребёнку следует объяснить, ПОЧЕМУ он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение бабушки, что у неё «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.

Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия чётких требований. Ребёнок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая её по всему столу, мама берёт инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает закономерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый всё равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребёнок только тогда начнёт проявлять самостоятельность, когда будет определён круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.

Развиваем самостоятельность

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжёлом периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребёнка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить всё по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребёнку.

3. Объём и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» — плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что, может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

5. Если ребёнок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать Ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же ещё часа два, чтобы вы могли заняться своими делами. Как правило, уже через несколько минут раздаётся вопрос: «А можно я слезу с дива-а-ана?»

Умение формулировать цель, предвидеть результат — основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребёнка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, ещё один способ развития самостоятельности — упражнение конкретных навыков.

Последний штрих в портрете самостоятельности — настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

Когда речь заходит о приучении ребёнка к самостоятельности, родителей часто бросает в крайности. Одни все делают за ребёнка, на корню пресекают его попытки сделать самостоятельно. Другие, наоборот, стремятся «отпустить» ребёнка как можно раньше и дают ему задачи не по возрасту. И тот, и другой путь неверны. Приучение к самостоятельности должно идти постепенно, об этом постоянно говорят родителям педагоги в центрах раннего развития.

С какого возраста учить ребёнка самостоятельности?

1–2 года. Приучать к домашним делам в таком возрасте рано, но родители должны дать ребёнку свободу действий в познании мира. Не нужно стараться постоянно развлечь малыша, постоянно покупать ему новые игрушки. Пусть сам выберет то, что ему нравится и разберется с этим предметом. Не надо отбирать ложку — пусть попробует орудовать ей самостоятельно. В это время уже стоит отдать малыша в развивающий центр для ребенка — 2 года хороший возраст для этого.

До 3 лет. На этот период приходится кризис трех лет, когда ребёнок начинает активно сепарироваться от родителей и проявляет самостоятельность. «Я сам» — постоянно говорит малыш и отказывается от попыток помочь. Важно не мешать детям, позволить пробовать свои силы и осваивать новые умения. В этом возрасте формируется бытовая самостоятельность — ребёнок учится убирать за собой игрушки, относить тарелку после еды, мыть руки, чистить зубы.

3–7 лет. Главной формой познания в этом периоде является игра. Через нее происходит комплексное развитие ребёнка, развивается скорость мышления, умение нестандартно подходить к решению проблем. Формировать самостоятельность в этом возрасте тоже лучше в игровой форме, как это делают в детских развивающих центрах. В этот период важно учить сопоставлять намерения с целевыми действиями.

Советы по формированию самостоятельности у детей

Привить самостоятельность возможно только через формирование ответственности. На курсах раннего развития для детей этому уделяют внимание, но здесь важна домашняя работа. Формируйте самостоятельность и ответственность у детей аккуратно и бережно:

  1. Оставьте ребенку «зелёную» зону для свободной деятельности. Заранее определите, что ребёнок может делать сам, а что — только в присутствии родителя. Например, трехлетка вполне сможет убрать свои игрушки в шкаф, но нельзя позволить ему самостоятельно зажигать газ на плите. Творчество и игра должны находиться в «зелёной» зоне.
  2. Расширяйте свободную зону ребёнка постепенно, не торопите его.
  3. Не мешайте и не критикуйте детские стремления.
  4. Не старайтесь уберечь ребёнка от всех ошибок — некоторые из них нужны, чтобы ребёнок смог гармонично взрослеть.
  5. Родители допускают распространенную ошибку, делая за детей те дела, которые они вполне могут выполнить сами. Да, так быстрее и аккуратнее, но это может на корню истребить желание ребёнка пробовать.
  6. Давайте детям выбор — только так возможно сформировать у ребёнка ответственность за свои поступки.

Дети, которым родители дают необходимую свободу для самостоятельной деятельности, растут более уверенными в себе и менее капризными.

В Центре детского развития «Имена Продакшн» проходят курсы для детей всех возрастов. Всестороннее развитие ребёнка, формирование у него способности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность — важные задачи во всех наших программах.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Умение действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки — важнейшие качества, которые родителям предстоит развить в своих детях. Психолог, коуч личностного развития Елена Сидорина рассказала ФАН, как правильно сформировать этот важнейший навык и как работать в этом направлении с малышами разного возраста.

В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?

Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова. Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает. Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет.

Рассказывает Елена Сидорина: «С самого момента рождения ребенка каждое мгновение его жизни для любящих родителей уникально. Зачастую, восхищаясь маленькими достижениями малыша, взрослые забывают, что необходимо формировать в нем самостоятельность с самого младшего возраста».

Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.

В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам». Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка. Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.

По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;

— самостоятельно чистить зубы;

— помогать сервировать стол;

— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;

— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;

— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);

— складывать свою одежду в шкаф;

— после игры убирать за собой игрушки;

— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;

— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;

— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.

Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector