Профилактика вредных привычек у детей

Профилактика вредных привычек в подростковой среде

Подростки — уже взрослые, но ещё дети. Эта группа молодых людей часто считается здоровой, но, тем не менее, многие подростки преждевременно умирают в результате несчастных случаев, самоубийств, насилия, осложнений, связанных с беременностью, или других болезней, которые можно предотвратить, либо лечить. Вредные привычки — злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

Согласно неутешительной статистике в нашей стране среди подростков курит каждая четвертая девочка и каждый второй мальчик. Проблема курения среди подростков распространяется со скоростью эпидемии, не встречая преград со стороны государства и общества.

Курение, по мнению подростков, это вредная привычка, которая не несет сильной угрозы. В этом возрасте в силу своей незрелости тяжело оценить, чем опасно курение. Живущие сегодняшним днем, подростки с трудом представляют себе, что в качестве последствий курения через 10-15 лет возникают хронические заболевания и недуги.

Табак воздействует на все органы и системы организма, провоцируя возникновение рака легких, бронхиальной астмы и ХОБЛ. Курящие подростки становятся рассеянными, невнимательными, медленнее соображают и быстро утомляются из-за истощения нервных клеток, снижается острота зрения, нарушается функция щитовидной железы и нарушается сон. У лиц начавших курить в подростковом возрасте преждевременно изнашивается сердечная мышца и значительно увеличивается риск развития инсульта. Оградить ребенка от этой пагубной привычки абсолютно реально, для этого не нужно создавать тепличные условия и изолировать его от всего внешнего мира. Известно, что главным побудительным мотивом для любых действий ребенка является пример, который подают родители.

Подростковый алкоголизм является настоящей чумой XXI века. Согласно статистике подростковый алкоголизм начинается в возрасте 14 лет и встречается, как у девушек, так и парней. Данная проблема особенно актуальна на сегодняшний день, так как число больных растет с каждым годом. Причины подросткового алкоголизма могут быть различны.

Чаще всего главную роль играет семья и окружение, в котором находится и растет ребенок.

Причины подросткового алкоголизма связанные с семьёй:

-Традиции, существующие в семье при которых любое застолье сопровождается алкогольными напитками. Но в сознании ребенка уже закладывается установка, что алкоголь – это атрибут веселья.

— Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей.

— Недооценка вреда от алкоголя родителями, возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Большинство родителей считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья, которые со временем приводят к привыканию;

— В семье алкоголиков в большинстве случаев подростки становятся алкоголиками;

-Взаимоотношения и моральный климат в семье. Подтолкнуть к алкоголизму подростка могут: плохие отношения в семье, чрезмерная забота со стороны родителей, отсутствие дисциплины или насилие в семье.

Причины подросткового алкоголизма связанные с обществом:

-Отношение к алкоголю в обществе.

Алкоголь, попадая в организм подростка, активно всасывается в кровь, вызывая слипание эритроцитов, расширение сосудов, гибель клеток и тканей всех органов. Физиологические процессы в организме нарушаются и таким образом, у подростка со временем начинаются проблемы со здоровьем, а родители не могут понять, откуда они появились. При злоупотреблении спиртными напитками у лиц подросткового возраста могут развиться заболевания ЖКТ, поджелудочной железы, почек и мочевыводящих путей. Но самым страшным является то, что алкоголь убийственно действует на клетки головного мозга, в результате чего меняется поведение подростков. Ученые приходят к единому мнению о том, что профилактика подросткового алкоголизма – это необходимая мера для поддержания целостности и здоровья общества. Быть трезвым должно сегодня стать модным и актуальным.

На сегодня наркомания распространена среди подростков в первую очередь, из-за того, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом.

Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным.

Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, и не понимает, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека. Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни.

Влияние наркотиков на организм подростка намного сильнее, чем на взрослого человека. У подростков, употребляющие наркотики снижается иммунитет, поэтому часто болеют простудными заболеваниями и воспалением верхних дыхательных путей. У подростков изменяется психика, изнашивается нервная система. От потребления наркотиков страдают все органы и системы.

Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому, заметив названные признаки у своего ребенка, не следует паниковать и устраивать истерики. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлительно. Родители должны быть помощниками для детей, чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психологам, докторам и в реабилитационные центры. Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

Привычки — не навсегда. Это всего лишь временное явление. И сколько оно продлиться целиком и полностью зависит только от Вас. Выбор за Вами! Шагните в страну здоровья уже сейчас.

Эта статья расскажет о профилактике и способах устранения вредных привычек у детей. А также ознакомит со всеми видами привычек и расскажет причины их появления.

Вредные привычки свойственны многим детям. Для каждого это что-то индивидуальное, поскольку в каждой семье свои правила. Родители ведут себя со своими детьми по-разному: одни запрещают сидеть в компьютере и пить газированные напитки, другие специально включают детям мультфильмы, чтобы они отвлеклись и часто поощряют их неполезными продуктами. Вредные привычки — это неотъемлемая часть периода развития ребенка.

В этом возрасте человек неосознанно совершает большинство поступков, в отличии людей более зрелого возраста, которые стремятся поменять свое поведение. Родителей обязаны не допустить прогресса вредной привычке в жизни ребенка и это есть их главной задачей. Ведь искоренить привычку в дошкольном или подростковом возрасте намного легче, чем бороться с ней всю жизнь.

Виды вредных привычек

Все вредные привычки делятся на две группы:

1. Паталогические – привычки, появившиеся в результате отсутствия родительского внимания и заботы, также могут быть вызваны из-за регулярного физического и чрезмерно жёсткого наказания:

  • грызть ногти (губы, кутикулы);
  • онанизм;
  • выдёргивание волос;
  • удары по собственным частям тела рукой или другим предметом (удары головой об стену);
  • сосание пальцев или собственной одежды.

2. Непаталогические – привычки, перешедшие к детям от родителей. Они не приучают ребенка к гигиене и культуре и показывают плохой пример:

  • ковыряние в носу;
  • чавканье;
  • шарканье ногами;
  • использование слов-паразитов;
  • сутулость;
  • нецензурная речь.

Причины появления вредных привычек

  1. Зачастую причиной является неблагоприятная обстановка в семье и в окружающем обществе. Если ребенку не хватает достаточного количества заботы, поддержки и ласки, он приобретает неприятную наклонность. Она может быть, как и ярко выраженной, так и почти незаметной. Конфликты и стрессы способствуют прогрессу развития вредной привычки. При желании избавиться от вредной привычки у ребенка, родителям следует прекратить скандалы, потому что ребенок считает себя виновником происходящего. Он остро воспринимает разногласия в отношениях взрослых и нервничает при наблюдении этого.
  2. Второй причиной есть эмоциональное равнодушие и безразличие родителей по отношению к ребенку и его интересам.

Такие привычки могут быть и в благополучной семье, в которой присутствует невидимый барьер в общении между взрослым и ребенком. Все вредные привычки, при отсутствии борьбы с ними, могут вызвать комплексы у ребенка. Чем дольше откладывается процесс лечения, тем дольше и сложнее будет устранить психологическое отклонение.

Профилактика и устранение

Профилактика вредных привычек предполагает уничтожение их на начальном этапе.

  1. Чтобы оказать сопротивление вредным привычкам у ребенка, для начала необходимо найти их источник появления. Это может быть окружающая среда или неправильное поведение родителей. Прежде всего, родителям следует чаще поднимать самооценку ребенка, развивать его самодостаточность. Постоянно надо акцентировать внимание ребенка на его достижениях. А самым надежным способом избавления от вредной привычки есть вознаграждение.
  2. Уничтожение пагубной привычки невозможно без наказания.Оно не должно быть жестоким, но справедливым. Наказанием может служить любая работа по дому, которая не оставит времени на дурные мысли. Требуется также собственным примером доказывать ребенку, что без вредной привычки можно жить. Если же это не способствует отказу от привычки, желательно поставить в пример ребенку его кумира, который не одобряет вредных привычек. Нужно помнить, что родители, достигнут эффекта в воспитании ребенка только тогда, когда будут придерживаться единой точки зрения. При серьезной проблеме требуется обратиться к психологу, который найдет подход к ребенку и методы борьбы с вредной привычкой.

Важно не забывать, что ключевую роль в формировании детского характера играют родители. Благодаря им вырастает гармоничная, духовно-богатая, интеллектуально-развитая, творческая личность. Только родители смогут помочь ребенку справиться с вредной привычкой, побороть свои недостатки и приобрести репутацию в обществе. А воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на формирование человека, у которого в приоритете здоровый образ жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос совершенством. Но не так-то просто воспитать идеального человека. Всем нам свойственно ошибаться. Главная задача родителей – сделать так, чтобы эти ошибки не переросли в привычку. Ведь многие наши вредные слабости (регулярные опоздания, хруст пальцами) идут из детства.

Вредные привычки у детей – довольно распространённое явление. Ребенок – это существо наивное, и иногда он не осознает своих действий. Поэтому у него легче возникают вредные привычки, чем у взрослых людей. Если родители не заметят и не предотвратят формирование определенных действий, то в будущем ребенку будет сложнее избавиться от них. Поэтому мама с папой должны знать, как уберечь ребенка от вредных привычек.

Профилактика вредных привычек у детей

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Воспитание детей – процесс сложный, и отучение от вредных привычек не делает его легче. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.

  1. Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ожидали. Вполне вероятно, что ваши действия сформируют отрицательный эффект, и малыш, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше игнорировать нежелательные действия, и тогда возникнет вероятность, что ребенок сам избавится от привычки.
  2. Похвала и вознаграждение. Одна из хороших стратегий – это хвалить ребенка за формирование хороших привычек. Пусть малыш видит, что вы цените и вознаграждаете его хорошее поведение. Это способствует развитию моральных качеств и отказу от плохих привычек.
  3. Обучение. Малыш сам захочет и сможет избавиться от неправильных действий, если родители смогут ему правильно и доступным образом объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Важно подобрать верные слова, которые бы воздействовали на сына или дочь. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
  4. Постепенность. У ребенка может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все проблемы. Нужно действовать постепенно. Влияние вредных привычек на детей не подлежит сомнению, поэтому выберете для начала привычку, которая приносит наибольший вред. Не стоит спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания детей. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры необходимо вести наедине.

Профилактика вредных привычек у детей

  • Определение причины. Любое наше действие имеет в своей первооснове некую причину. Таковой может являться стресс. Нервное напряжение у детей возникает из-за семейных конфликтов, проблем в учебе, ссоры с друзьями, взаимонепонимания с учителями и даже из-за личностной душевной травмы. Поэтому родители должны внимательно следить за жизнью сына или дочери, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь своим детям. Важно откровенно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, чтобы определить причину его стресса. Выслушайте малыша, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень его любите и всегда готовы прийти на помощь.
  • Самоконтроль. Любой ребенок в детстве копирует модель поведения мамы или папы. Поэтому очень важно следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от малыша идеального поведения, если действия самих родителей оставляют желать лучшего. Поэтому присмотритесь сначала к себе. Возможно, ребенок взял вредную привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся бороться с ней.
  • Установление правил. В процессе воспитания очень важен такой момент, как установка определенных рамок. Объясняя малышу последствия его неверных действий, вы помогаете ему контролировать свои вредные привычки. Все правила должны быть заранее согласованы, оговорены и одобрены ребенком.
  • Развитие моральных качеств. У ребенка необходимо поддерживать эмоциональную стабильность. Сделать это не так уж сложно: нужно повышать уровень доверия между вами, во всём ему помогать. Иногда давайте малышу возможность самому принимать решения в своей жизни. Это способствует формированию самостоятельности, ответственности и уверенности в себе. А эти положительные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
  • Профилактика вредных привычек у детей

    Если родители с раннего детства научили ребенка различать хорошее и плохое, если мама с папой подробно объяснили, что такое добро и зло, то у малыша уже в раннем возрасте сформируется правильная система ценностей. Благодаря этому, его модель поведения будет верной, и родителям нечего бояться.

    Самые распространённые из этих вредных привычек — когда ребёнок грызёт ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызёт ручки и карандаши. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях — можно ли научить ребёнка контролировать свои действия? Прежде всего, нужно задать себе вопрос — а когда именно вы заметили, что определённое действие стало уже привычкой вашего ребёнка?

    Привычка грызть карандаши, ручки, другие твёрдые предметы, обгрызание ногтей на руках — всё это может наблюдаться, когда ребёнок испытывает тревогу и не чувствует уверенности в себе. Возможно, появление вредных привычек совпадает с началом школьного обучения. Тогда это говорит о том, что ребёнок испытывает затруднения в школе. Он боится дать неправильный ответ, находится в сильном напряжении, когда его спрашивают. Может быть темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый, а ему нужно выполнять задания маленькими частями, заниматься с более частыми перерывами.

    Что могут сделать родители для ребёнка с вредными привычками?

    1) Важно успокоить ребёнка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

    2) Убедитесь сначала, что ребёнок усвоил текущий материал, покажите ему его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача- добиться уверенности ребёнка в своих силах.

    3) Родители не должны требовать от ребёнка «немедленно прекратить» осуществлять нежелательные действия. Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребёнка, появление тиков. Практически все вредные привычки преследуют одну цель- снятие высокого психо- эмоционального напряжения.

    4) Большинство детей шестилетнего возраста проходят через стадию « грызения ногтей». Привлекая внимание ребёнка к этому, вы сами создаёте проблему из поведения, которое может быть преходящим.

    5) Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребёнка не меняется, следует обратиться к детскому психологу и невропатологу.

    Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у детей в связи с тревожно- мнительным воспитанием.

    Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

    Происходит серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

    Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и ещё более замыкается в себе.

    Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя — родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

    Медицинский психолог Краевой детской больницы Яковлева Н.Е.

    Профилактика вредных привычек у детей

    Профилактика вредных привычек у детей

    Профилактика вредных привычек у детей

    Профилактика вредных привычек у детей

    О формах и методах профилактики вредных привычек

    Рекомендации классному руководителю «о формах и методах профилактики вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ у учащихся»

    Основная цель здоровье сберегающей деятельности: воспитание ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, стремление к здоровому образу жизни.

    Главная задача здоровье сберегающей деятельности – формировать у учащихся умение противостоять и бороться с вредными привычками.

    Классными руководителями регулярно проводятся мероприятия, посвященные проблемам здорового образа жизни (классные часы, тренинги, интерактивные игры). Большое внимание уделяется в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Учитывая, что все дети разные и в работе по профилактике вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет. Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации:

    • Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
    • Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
    • Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям.

    Для эффективности внеклассной работы в этом направлении чаще всего используются следующие формы работы:

    • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
    • обсуждение кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
    • изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
    • тематические викторины, классные часы, беседы;
    • выступление агитбригад;
    • конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа;
    • выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
    • интерактивные игры.

    При проведении профилактической работы классный руководитель должен учитывать организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

    1 принцип — комплексность — подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

    2 принцип — дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по ситуации, по степени наличия факторов риска, развития вредных привычек. Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к вредным привычкам, через воспитание мотивации здорового образа жизни.

    3 принцип – аксиологичность, предполагает формирование у детей и подростков представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью классный руководитель проводит различные беседы, посещение медико-педагогического центра, классные часы.

    4 принцип – многоаспектность, включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

    5 принцип – непрерывность, профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

    Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике:

    1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

    2) оздоровительное воспитание — пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

    • Физкультминутки на каждом уроке
    • Ежедневная утренняя гимнастика
    • Динамические паузы, проводимые на каждом уроке
    • День здоровья
    • Тематические классные часы
    • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
    • Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”
    • Участие в спортивных мероприятиях.

    3) Общественные меры борьбы — привлечение общественности к работе.

    4) Работа с родителями — здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями учащихся. Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ, с участием специалистов КДН, психологов, медицинских работников, социального педагога. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение совместно с социальным педагогом учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями.

    Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

    Профилактика вредных привычек эффективна, повышения качества ЗОЖ, если:

    • Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе.
    • Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    • Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения.
    • В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.

    19 апреля была проведена беседа с учащимися 7-9 классов «Вредные привычки и как с ними бороться»

    Цель: профилактика вредных привычек у подростков ;

    повышение уровня информированности учащихся о проблеме табакокурения , алкоголя; формирование мотивации к сохранению здоровья и пропаганда ЗОЖ.

    Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.

    В ходе беседы социальный педагог Омарова А.М. описала симптомы отравления при употреблении алкоголя , наркотиков. Беседу сопровождала показом слайдов, где в доступной форме и в картинках была показана статистика смертности среди несовершеннолетних.
    Учащиеся высказывали своё мнение на эту тему, отвечали на вопросы, придумывали сюжет, в котором главный герой поступает не так, как следовало бы делать и говорить. В итоге было акцентировано внимание учащихся на здоровом образе жизни, об умении с детских лет отказываться от вредных привычек.

    В ходе информационно-познавательной беседы учащиеся получили новые знания о влиянии алкоголя, табакокурения на молодой организм.

    Мы стараемся выработать у детей понимание, что алкоголь, табак и наркотики ничего не решают и его использование просто бессмысленно, так как они создают зависимость и множество сопутствующих проблем .

    С целью профилактики ЗОЖ учителем физической культуры Газичулаевым М.А. среди учащихся были проведены различные соревнования и эстафетные игры, где мальчики приняли самое активное участие.

    ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Вредные привычки школьников могут нанести существенный ущерб здоровью. В раннем школьном возрасте у ребенка может появиться привычка грызть ногти. Учитывая, что в течение дня ребенок соприкасается с множеством грязных предметов, можно представить, сколько вредных микробов скопилось под ногтями. И все они попадают в еще неокрепший организм ребенка.
    Помимо этого, у школьников может появиться вредная привычка грызть ручки, карандаши и другие канцелярские принадлежности. Такая вредная привычка таит опасность для школьника. Ведь он может проглотить колпачок ручки или кусок карандаша, что приведет к удушению. Для борьбы с этой вредной привычкой школьнику необходимо объяснить, какие последствия могут произойти. А так как подобная вредная привычка зачастую появляется на фоне стрессов, то необходимо постараться устранить факторы, вызывающие переживания.
    К вредным привычкам школьников относятся также перекусы на переменах. Конечно, растущий организм требует пополнения энергетических запасов. Но необходимо следить, чтобы эту энергию организм получал из здоровых продуктов, а не из так называемого фаст-фуда. Различные шоколадные батончики и чипсы могут стать причиной ожирения в детском возрасте, вызвать заболевания пищеварительной системы. Это же относится и к сладким газированным напиткам. Перекус ребенка должен состоять из фруктов или орехов, а также чистой негазированной воды.
    Еще одна вредная привычка современных школьников – жевательная резинка. В процессе жевания снижается уровень концентрации и внимания, что приводит к уменьшению степени успеваемости учащегося.

    ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    Вредные привычки школьников старшего возраста носят более пагубный характер. Одной из самых распространенных опасных привычек школьников является курение. В этом возрасте причиной курения подростка служит желание подражания взрослым и влияние компании, в которой ребенок проводит свое свободное время. Если вовремя не принять меры, курение может дополниться употреблением алкоголя, а в самых крайних случаях – наркотиков.

    МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ У ШКОЛЬНИКОВ

    Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:
    • распределением свободного времени подростка;
    • пропагандой здорового образа жизни;
    • положительным примером окружающих.
    Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.

    Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально-экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения».

    Курение — главная угроза здоровью и основная причина смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что в Мире курят около 1 миллиарда человек, для которых курение является частью образа жизни. В России курят 44 млн взрослых — это 40 % населения страны: 62 % — мужчины, 22 % — женщины. Россиянин выкуривает более 17 сигарет в день.

    В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.

    Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы кего клеткам должно поступатьнужное количество кислородаи питательных веществ но,ни вкоем случае нетоксинов— втом числе и из табачного дыма.

    Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких, чем те, кто начал курить после 25 лет. В 15 лет у каждого российского подростка формируется выраженная табачная зависимость. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин.

    К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.

    Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.

    Педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой развития это вредной привычки. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым.

    Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту).

    Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика. Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.

    Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям. Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним.

    Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина — развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину — одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии:

    • исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить, переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день, у курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.
    • влечение к курению принимает навязчивый характер, при перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность, выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день, появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления, появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности;
    • более тяжелая стадия никотиномании — на этом этапе бросить курить уже довольно трудно, многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

    Ученые разработали различные инновации, помогающие бросить курить:

    • программируемый портсигар, раскрывающийся в первую неделю один раз в час, потом — через каждые полтора часа, а затем — соответственно часа через три-четыре, при этом из него удается выудить лишь одну сигарету, но если курильщик попытается заполучить лишнюю сигарету — механизм выходит из строя без всякой возможности дальнейшего ремонта;
    • зажигалка с табло на жидких кристаллах и блоком логики: цифры на табло показывают количество сигарет, выкуриваемых за день по заданному плану отвыкания и сверх него, сообщается и дневной ритм курильщика, то есть время, прошедшее между двумя выкуренными сигаретами с надписью: «Не спеши!»
    • зажигалка со встроенным миниатюрным устройством при каждом прикуривании исполняет несколько тактов траурного марша;
    • пепельница с вмонтированным звуковым устройством: когда курильщик тушит сигарету, раздается натужный кашель с хрипом и бульканьем как у больного бронхиальной астмой;
    • пластыри;
    • жевательные резинки;
    • конфеты.

    Профилактика курения подростков — тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы. Никотин в форме сигарет — наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество.

    Ситуация в нашей стране неблагоприятная, число курильщиков не только растет, но активно и молодеет. Необходимо активно проводить профилактику курения: проводить антирекламу курения, рекламу здорового образа жизни. Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у подростка отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

    Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

    Профилактика вредных привычек у детей

    Маленькие дети часто копируют плохие привычки и поступки взрослых. Но еще чаще они обращаются к своим «вредным» занятиям, когда чем-то обеспокоены, напуганы, устали, им скучно или хочется спать. Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте – ковыряние в носу, накручивание волос, сосание пальцев или обкусывание ногтей помогают им успокоиться и почувствовать себя лучше. Со временем подобное поведение теряет свою выраженность и исчезает. Однако родителям бывает сложно наблюдать за неприятным или странным поведением малыша и, тем более, реагировать на него спокойно.

    О том, как снизить уровень тревожности у ребенка трех-шести лет и научить его управлять своими эмоциями, вы узнаете, посмотрев видеоурок с участием Анастасии Ситниковой.

    Как бороться с вредными привычками у детей: 7 советов родителям

    Взрослые умеют бороться с дурными склонностями, дети – еще нет. Портал «Я-родитель» дает практические рекомендации родителям, которые помогут справиться с вредными привычками у детей.

    1. Будьте терпеливы и последовательны

    Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

    2. Докажите вред привычки

    Корректно разъясните ребенку, почему его привычка некрасивая и небезопасная. Например, если ваше чадо грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания. Постоянно напоминайте, что обгрызенные ногти выглядят некрасиво. Наберитесь терпения на тот случай, если эти доводы придется повторить не один раз.

    3. Контролируйте действия ребенка

    Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним. Проследите, чтобы у чада был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

    4. Займите ребенка интересным делом

    Постарайтесь увлечь ребенка каким-то делом, которое поможет ему отвлечься от вредной привычки. Найдите для своего чада интересные занятия и игры, соответствующие его возрасту. Также можно записать его на курсы или мастер-класс. Поступив подобным образом, вы принесете ребенку двойную пользу. Он не только получит шанс избавиться от вредной привычки, но и приобретет полезные знания и навыки.

    5. Уделяйте ребенку достаточно внимания

    По мнению специалистов, дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства или депрессии. Ребенок в силу возраста не осознает, что его тревожит, и попытки родителей выяснить причину тревоги ни к чему не приводят. Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания, или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку, внимательно выслушайте его жалобы и обиды. Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

    6. Следите за своими привычками

    Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

    Профилактика вредных привычек у детей

    7. Формируйте у ребенка правильные привычки

    Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок. Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем. Родителям стоит прививать чаду правильные привычки, а не фиксировать его внимание на неблаговидных поступках и склонностях. Так, например, объясните ему, что ковыряться в носу некрасиво, но он всегда может использовать носовой платок или салфетку.

    Екатерина Кушнир

    Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, достаточно ли вы уделяете ребенку своего внимания.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector