Признаки аутизма у детей

Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте.
К этим симптомам относят:

  • отсутствие зрительно контакта с родителями;
  • отсутствие обмена звуками между ребенком и родителями;
  • задержка в появлении лепета или полное отсутствие стадии « гуления»;
  • отсутствие доречевых жестов;
  • нарушения сна.

Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений.
Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.

Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:

  1. взаимодействие ребенка с окружающими ( отсутствие интереса к коммуникации);
  2. нарушения или полное отсутствие речи или речь из собственных, несуществующих слов — «тарабарский язык»;
  3. речевые, двигательные и поведенческие стереотипии.

Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.

Взаимодействие с окружающими

Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.

Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.

Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.

Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой.
В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.

Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам

Аутизм является одним из наиболее загадочных расстройств психики. У каждого пациента это заболевание проявляется по-разному. В середине прошлого века детальное описание аутистического расстройства представил психиатр Leo Kanner. Он назвал данное психическое расстройство инфантильным аутизмом и выделил несколько основных признаков, которые позволяют говорить о наличии аутизма у ребенка. Его труды до сих пор не утратили своей актуальности, современные психиатры используют их в своей работе.

Признаки аутизма у детей

Симптомы, по которым можно выявить аутизм, зависят от возраста пациента.

Чаще всего диагностируется аутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Классическими признаками аутистического расстройства являются:

• стремление к одиночеству. Дети, страдающие аутизмом, не способны устанавливать теплые отношения с близкими людьми. Ласковое обращение не вызывает у них радости или улыбки, им неприятны объятия или другие прикосновения. Они одинаково безразлично ведут себя с родителями, посторонними людьми и предметами. При разговоре ребенок аутист не смотрит в глаза собеседнику;

• нарушения речевые. У детей с аутичным расстройством речь развивается со значительной задержкой. В некоторых случаях у ребенка до 2 лет не отмечается задержек в речевом развитии, но потом речь постепенно исчезает. Малыш может произносить лишь набор фраз, которые произносятся не к месту. Часто отмечается неправильное употребление местоимений, уже достаточно взрослые дети практически никогда не употребляют местоимение «Я». Они называют себя по имени или во втором лице;

• однотипность поведения. Аутист стремится сохранить все в неизменном виде, перемены его пугают и вызывают истерики. Такое поведение касается принятия пищи, игр, выбора одежды и т.д.;

• двигательные отклонения. Аутичный ребенок может постоянно кружиться, хлопать в ладоши или качаться.

Нетипичной также оказывается реакция аутиста на боль. Она может быть либо слишком яркой, либо отсутствовать вообще. У детей могут проявляться и другие признаки аутизма, например, нанесение себе повреждений. Ребенок может биться головой, кусать себя или вырывать волосы.

Мышление и умственные способности у аутистов могут быть различными. Почти половина детей, страдающих аутизмом, имеют тяжелую степень слабоумия. У остальных могут быть нормальные умственные способности или склонность к одной из наук.

В подростковом возрасте наблюдаются другие симптомы. Как правило, аутентичные дети к этому периоду жизни уже обладают необходимыми навыками. Половое созревание у аутистов проходит тяжелее, они становятся более агрессивными и жестокими. Лечение аутизма у детей

Постановке диагноза предшествует длительное наблюдение за маленьким пациентом. Необходимо исключить другие заболевания, имеющие схожую симптоматику. У маленьких детей аутизм часто путают с психозами, аутистической психопатией. Также необходимо отделить расстройства слуха и речи, имеющие иные причины развития.

Медикаментозное лечение при аутизме малоэффективно. Различные препараты могут назначаться для лечения сопутствующих заболеваний или устранения особо тяжелых симптомов заболевания. Большая роль в коррекции аутистического расстройства отводится психотерапии.

Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:

1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.

2. Медицинская и психологическая помощь.

3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.

Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.

пн-пт 08:00-20:00; сб 08:00-18:00; вс 09:00-16:00

+7 843 245 26 26 Записаться на прием

Признаки аутизма

Аутизм у детей — это расстройство личности, характеризующееся нарушением социального поведения. Синдром развивается в первые годы жизни ребенка.

Аутизм у детей: признаки и симптомы

О наличии аутизма у детей могут свидетельствовать следующие признаки и симптомы:

  • ребенок не улыбается, не смотрит в глаза собеседнику;
  • предпочитает одиночество;
  • имеются проблемы с речью;
  • отсутствует мимика и жесты;
  • истерики при смене окружающей обстановки.

Воспитание такого ребенка требует огромных усилий от родителей. Консультация специалиста поможет выбрать правильную методику воспитания, чтобы улучшить состояние ребенка.

Способы лечения аутизма у детей

Медикаментозных способов лечения аутизма у детей не существует. Используются различные методы социализации, которые помогают ребенку лучше чувствовать себя в обществе. Методику выбирают в зависимости от возраста и общего состояния ребенка.

Основные принципы воспитания ребенка с аутизмом:

  • Создание благоприятной среды для жизни и обучения.
  • Привлечение психолога, психиатра, логопеда и других специалистов.

Коррекционные программы разрабатываются не с целью лечения аутизма, а для того, чтобы максимально адаптировать его к окружающему миру.

Формы аутизма у детей

Выделяют несколько легких и тяжелых форм аутизма у детей. Дети с легкой формой аутизма способны обучаться в обычной школе, ВУЗе, колледже. Став взрослым, такой ребенок может найти работу и жить обычной жизнью. Пациенты с тяжелой формой аутизма нуждаются в серьезной коррекции и реабилитации. В некоторых случаях помощь невозможна, используется только поддерживающая терапия.

Лечение:
– Задержки речевого развития
– Задержки двигательного развития
– Проблем с памятью
– Гиперактивности
– Дефицита концентрации внимания
– Головной боли
– Обмороков
– Энуреза (неудержание мочи)
– Тиков
– Боли в шее и спине
– Нарушения зрения
– Косоглазия
– Кривошеи
– Нарушения поведения

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — диагностика раннего аутизма у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Признаки раннего аутизма у детей могут проявляться достаточно разно, однако заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер. В некоторых случаях ранние признаки аутизма даже можно спутать с хорошим поведением малыша: он нетребователен, спокоен и независим. Поэтому следует обратить внимание, соответствует ли ваш ребенок основным этапам развития сверстников. Существует ряд маркеров, которые необходимо особо выделить.

Признаки раннего аутизма у детей до 1 года:

  • К 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже встреча с мамой не вызывает у него смены эмоционального фона.
  • К 9 месяцам малыш не пытается лепетать, не ищет визуальный контакт, может показаться, что он смотрит не в глаза, а через Вас. Не реагирует на свое имя, в то время как в других ситуациях не показывает проблем со слухом. Ребенок не пытается инициировать или отвечать на обнимание мамы. Ему скорее даже не нравится тактильный контакт.
  • К 1 году жизни отчетливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи, не сопровождается попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами.

Признаки раннего аутизма у детей 2 лет:

  • Ребенок не указывает на объекты, которые могли бы заинтересовать его в окружающем мире. В возрасте 14-16 месяцев обычные дети активно используют язык жестов.
  • Не понимает простых одноэтапных инструкций, например, просьбы показать, где кубик или игрушка.
  • Малыш не использует разговорные навыки, нередко встречаются случаи, когда ребенок уходит в некий регресс, т.е. до этого он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки. Подобные случаи регресса встречаются и в социальной области, ребенок словно уходит в себя.
  • Нередко ребенок ограничивает свою двигательную активность.
  • Проявляет эмоции непонятным для окружающих образом, например, может смеяться или же плакать невпопад.

Признаки раннего аутизма у ребенка 3 лет:

Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляется симптоматика, здесь мы уже можем говорить о сложившейся картине болезни.

Признаки аутизма у детейК двухлетнему возрасту ребенок, как правило, владеет простейшими навыками, понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если ещё не говорит сам, то понимает обращенную к нему речь, о чем можно судить по его реакциям.

Странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых людей;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих симптомов присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако, малышу стоит пройти скрининговый тест на аутизм.

Есть диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку и т.д.).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Первые признаки расстройства аутического спектра отмечают у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Позже диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют, как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

  • пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT;
  • обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
  • обратитесь к психологу, психиатру.

Признаки аутизма у детей

Задайте вопрос
on-line
консультанту

Регистратура: (017) 376-83-04, 350-01-36

Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
(017) 263-03-03

Распространенность аутизма в мире увеличивается с каждым годом. Но по-прежнему нет какого-то одного анализа или вида диагностики, который бы точно подтвердил или опроверг этот диагноз у ребенка.

В наше стране диагностика аутизма устанавливается врачом психиатром. Чаще всего это происходит на основе наблюдения врача за поведением ребенка.

Более объективным инструментом установления диагноза аутизм являются стандартизованные вопросники для родителей и тесты, которые также фиксируют признаки аутизма в поведении ребенка, такие как:

  • отсутствие взгляда в глаза
  • стереотипное поведение
  • необычные реакции на звуки и прикосновения
  • отстраненность, погруженность в себя
  • необычное речевое развитие
  • необычная привязанность к предметам
  • гипертрофированное стремление к порядку

Важно понимать, что ни один из этих признаков не является специфическим только для аутизма, поэтому диагностика аутизма – это всегда трудная задача. Часто аутистическое поведение или аутистические черты в поведении встречаются у детей с алалией и другими нарушениями речевого развития и с СДВГ.

Признаки и симптомы аутизма

Причина аутизма по-прежнему не известна, хотя постоянно выдвигаются и опровергаются различные теории аутизма.

Раньше считали, что в аутизме ребенка виноваты родители, но эта теория сейчас считается устаревшей.

У детей с аутизмом выявляются нарушения в работе разных системы организма, которые могли возникнуть до рождения или позже:

  • многочисленные неврологические нарушения
  • снижение иммунитета
  • аллергии
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта

Аутизм — это нарушение развития, для которого характерны неврологические нарушения, поэтому детям с этим диагнозом или с подозрением на аутизм необходимо как можно раньше провести аппаратную неврологическую диагностику.

Реабилитация и лечение аутизма, направленные на нормализацию работы нервной системы ребенка, дают стойкие результаты и улучшают качество жизни всей семьи.

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ВЫЯВЛЯЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ КЛИНИКИ «ПРОГНОЗ» — РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ?

  • Центральные нарушения обработки слуховой информации
  • Нарушения функционирования ствола мозга
  • Эпиактивность — в 30% случаев аутизм сопровождается эпилепсией
  • Нарушения кровоснабжения шеи и головы
  • Вестибулярные нарушения
  • Нарушения контроля автоматических движений глаз

Мы не боремся с аутизмом, а обеспечиваем эффективное лечение неврологических нарушений, которые выявила диагностика. В результате неврологического лечения симптомы аутизма уменьшаются, а в некоторых случаях исчезают.

У нашей программы диагностики и лечения детей с аутизмом нет аналогов не только в России, но и в Европе.

КАК ПРОХОДИТ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ?

Комплексная диагностика аутизма занимает 2-3 часа, ее можно пройти за один визит в клинику в Санкт-Петербурге или в Москве. Опытные врачи неврологи и врачи функциональной диагностики умеют работать с детьми и проведут диагностику любому ребенку, независимо от его поведения.

Результаты диагностики необходимы для понимания того, что именно работает не так в мозге ребенка. На основе результатов назначается лечение и реабилитация, выявляются противопоказания для некоторых методов реабилитации, отслеживается динамика лечения.

КАКИЕ МЕТОДИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ВКЛЮЧЕНЫ В ИНТЕНСИВ ДЛЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ?

Выбор методик определяется результатами диагностики и актуальными задачами развития ребенка. Реабилитация направлена на улучшение функционирования нервной системы ребенка. Если у ребенка аутизм, в нашем центре коррекции аутизма большое значение уделяется включению ребенка в общение, развитию навыков самообслуживания, повышению интереса к занятиям.

В интенсивный курс для детей с аутизмом могут быть включены следующие занятия и процедуры:

  • Терапия по методу А. Томатиса (аппаратура Бессон)
  • Упражнения практической жизни по методу М.Монтесори
  • РТМС
  • ТКМП
  • ДЭКО
  • Музыкальная терапия
  • Арт-терапия
  • Нейродинамическая гимнастика
  • Массаж
  • Физиотерапия

Программа интенсива в нашем центре для детей с аутизмом составляется на совместной консультации невролога и логопеда-реабилитолога по результатам диагностики. Неврологическое лечение и грамотно составленные курсы реабилитации позволяют значительно улучшить состояние ребенка.

Сейчас уже известно, что более 20% людей с диагнозом «аутизм» могут полностью адаптироваться в социуме и вести обычную жизнь, но важно начать интенсивную медико-педагогическую помощь ребенку как можно раньше, как только вы заметили первые симптомы.

Запишите ребенка на диагностику аутизма и интенсивный курс реабилитации в клинику «Прогноз» — центр в Санкт-Петербурге.

Признаки аутизма у детей

Диагноз «РАС» приводит родителей в ужас. Усугубляет ситуацию распространение паники СМИ в отношении вакцинации и преувеличение реальной заболеваемости, без четкого понимания природы самого состояния.

Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве.

Причины РАС чаще всего заключаются в генетических трансформациях. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.

Группы симптомов и признаков:

Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми:

  • невозможность поддержания диалога и зрительного контакта
  • отсутствие интереса к любым контактам
  • аномалии мимики, интонации и жестов
  • проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога

Ограниченность интересов и стереотипность действий:

  • сильная привязанность к одному предмету
  • повышенный интерес к определенному факту или детали
  • повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня)
  • патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры)
  • повторяющиеся движения и фразы
  • расстройства сна, депрессия и тревога

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:

  • способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей
  • высокая зрительная и слуховая концентрация
  • возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве

Лечение

В России диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром. Несмотря на то, что РАС является пожизненным расстройством, существуют эффективные способы коррекции поведения, такие как АВА-терапия. Это прикладной анализ поведения, в основе которого лежит индивидуальный подход.

АВА-терапия далеко не единственный доказательный метод воспитания, коррекции нарушений поведения и развития социальных и иных навыков у детей с РАС.

Статья представлена для ознакомительных целей, в случае необходимости обратитесь к специалисту. Пусть ваш ребенок будет здоров!

Многие не знают диагноз «аутизм», но наверняка видели детей со странным поведением, с нарушением речи, моторики и психического развития. Такие дети предпочитают не контактировать с обществом, не играют со сверстниками, для них характерно отчужденное поведение, отсутствие интереса к игрушкам, игра с самим собой. Они могут часами разглядывать одну деталь из домашнего обихода, монотонно вертеть ее, вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки, не смотрят в глаза. Любое вмешательство в их пространство, даже относительно громкий звук и музыка может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Если у ребенка вы заметили такое поведение, это еще не значит, что он страдает аутизмом. Правильный диагноз может поставить только специалист психоневрологического профиля.
Признаки аутизма у детей
Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей). Их еще называют «дети дождя», откуда они, почему они отличаются от обычных детей, и поддается ли их странное поведение коррекции, мы поговорили с детским неврологом Медицинского центра г. Якутска Виленой Михайловой и педагогом-психологом Айталиной Коряковой. На эту проблему мы выслушали мнение двух специалистов с медицинской и психологической точки зрения.
Аутистам сложно самореализоваться, взаимодействовать с социумом, они так и остаются отшельниками, людьми не из мира сего.
— Если ребенок замкнут, немногословен, не идет на контакт с детьми в детском садике, в школе, не имеет друзей, значит ли это, что он страдает аутизмом?
Признаки аутизма у детей
Невролог: — Если у ребенка есть связная речь, которой он пользуется при общении с родителями, выражает свои потребности, то у него аутизма нет. Это, скорее всего некоторые пограничные нарушения психического развития или особенности данного ребенка. При аутизме грубо страдает общение со всеми, т.е. ребенок обращенную речь не понимает, «не слышит», не отзывается на свое имя, игрушками не играет, не интересуется, не смотрит на лицо говорящего.
Признаки аутизма у детей
Психолог: — Для начала необходимо выяснить, почему ребенок замкнутый? Это может быть из-за того, что он стесняется, боится новых людей, нового коллектива, по характеру робкий, скромный, скажем, темперамент такой. Не все люди открытые, позитивные и общительные. Если это ребенок школьного возраста, исходя из его интересов, нужно отдать его в кружки, где он может раскрыть свои способности и таланты, найти новых друзей, раскрепоститься. Родителям все время нужно направлять ребенка, развивать его потенциал.
В любом случае, каким бы ни был ребенок, родителям нужно принять и любить его таким, какой он есть. Ребенок чувствует безусловную любовь, она ему придает силы и уверенность.
Аутизм – это когда ребенок совсем не идет на контакт, живет в своем воображаемом мире, его трудно привлечь на развивающие игры. Но, тем не менее, для таких детей составляется специальная программа, по которому работают психиатры. Их, обычно, отдают в специальные школы.
Признаки аутизма у детей
— Как проявляются ранние признаки аутизма у детей?
Невролог: — Такие дети не отзываются на свое имя, «не слышат», когда обращаются к ним, нет нормальной игровой деятельности, имеется задержка психо-речевого развития. К окружающему миру не проявляют интереса, к людям негативны, нетерпимы, предпочитают существовать как бы в своем мире.
Уже на раннем возрасте можно заметить отклонения в развитии ребенка:
— В возрасте 1 месяца нужно насторожиться, если ребенок не следит взглядом, не слышит, с 1,5 мес. – не гулит, не улыбается;
— В 3 месяца – если ребенок не смеется, не слышит, нет оживления;
— В 6 месяцев – не отзывается на свое имя, не интересуется игрушками, у ребенка недостаточно развиты эмоции;
— В 1 год – если не отзывается на имя, нет слов, не обращает внимания на речь, не понимает обращенную речь, не выполняет простейших команд, выглядит отрешенным, заторможенным.
— Насколько часто к психологу родители приводят детей, страдающих аутизмом, и как Вы им помогаете? Поддается ли аутизм коррекции?
Признаки аутизма у детей
— Раньше не было такого понятия как «аутизм», это в последнее время начали диагностировать подобное психоневрологическое заболевание. Таких детей приводят не часто. Коррекция зависит от степени тяжести аутизма. В легкой форме еще можно попытаться адаптировать ребенка в обществе, помочь ему социализироваться. В тяжелой форме аутизм, к сожалению, очень трудно поддается лечению.
— Задержка развития речи у детей встречается довольно часто, если ребенок до 5 лет так и не научился говорить, во всем виноват аутизм?
Невролог: — В каждом случае ребенка нужно полностью обследовать, диагноз аутизм ставят врачи психиатры.
Психолог: — Не всегда, могут быть и другие причины позднего развития речи. Если родители целеустремленно и регулярно занимаются с ребенком, разговаривают с ним, занимаются с логопедом, неврологом очень часто дети в 4-5 лет начинают говорить. Зачастую современные дети больше общаются с гаджетами, чем с родителями. Из-за отсутствия навыков общения они поздно начинают говорить. Вместо того, чтобы разговаривать с ребенком, учить его проговаривать слова, мамы включают мультики на планшете, дают мобильный телефон, ну как в таком случае ребенок научится говорить?
Признаки аутизма у детей
— У какого врача и где лечатся такие дети? Есть ли надежда, что диагноз аутизм будет снят?
Невролог: — Такие дети лечатся у неврологов и психиатров, дефектологов, логопедов. Ранняя диагностика может привести к успехам в лечении.
Психолог: — Родителям нужно терпение и очень долго, упорно, настойчиво необходимо заниматься социализацией ребенка. Успех лечения у психиатра зависит от степени аутизма.

Причина возникновения аутизма современной медициной еще до конца не изучена. Виноваты гены или внешние факторы однозначного ответа нет. Многие родители корень зла видят в неадекватной реакции ребенка на вакцинацию, но, тем не менее, врачи утверждают, что прививки не могут спровоцировать аутизм. Поэтому, вопрос остается открытым.
Если ребенок здоров, но замкнут и испытывает трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями, ему может помочь в налаживании межличностных отношений в социуме опытный педагог-психолог Айталина Корякова, которая принимает в поликлинике 202 микрорайона.

Клиническая картина аутизма была описана почти одновременно американским психиатром Лео Каннером (Kanner) и австрийским педиатром Гансом Аспергером (Asperger), разделенными тогда войной и океаном. Термин аутизм принадлежит Эйгену Блейлеру (Bleuler), который назвал так основной симптом шизофрении. Дети-аутисты не погружаются активно в мир фантазий; они исходно неспособны (или ограниченно способны) к развитию социальных контактов.

Первоначальное определение «аутизма» существенно отличается от современного и хотя в настоящее время этот термин употребляется во всем мире, дискуссия относительно его содержания еще не завершена (Weber).

Согласно диагностической схеме МКБ-10 ВОЗ, оба аутистических синдрома (ранний детский аутизм, или синдром Каннера, и аутистическое расстройство личности, или синдром Аспергера) относятся к глубинным расстройствам развития; оба определяются поведенческими нарушениями и являются психопатологическими синдромами.
Ниже, на рисунке, приведены диагностические критерии для детского аутизма по МКБ-10.

Признаки аутизма у детей

Как видно, ранний детский аутизм (синдром Каннера) манифестирует уже на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех областях: в динамичных социальных взаимодействиях, в коммуникативном поведении и в области собственных интересов.

Вместо них появляется ряд стереотипных типов поведения, таких как многочисленные, в разной степени выраженные поведенческие нарушения в форме фобий, немотивированных приступов ярости, агрессии и самоповреждения. Кроме этих типичных симптомов, которые в процессе дальнейшего развития претерпевают отчетливые изменения (Weber), детей с аутизмом отличают следующие признаки:
• чрезвычайно большие различия в уровне интеллектуального развития (у трех четвертей пациентов выраженное снижение интеллекта);
• особенности сенсорной сферы;
• характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалия, неправильное употребление местоимений);
• нарушения моторики (задержка психомоторного развития, ходьба на цыпочках, стереотипии);
• более или менее выраженные страхи перед изменением обстановки, которые часто очень затрудняют обслуживание этих детей.

Некоторые черты поведения аутичных детей можно наблюдать и у здоровых детей на одной из стадий их развития, но у аутичных детей они сдвинуты по времени появления и отличаются иной продолжительностью и интенсивностью (Weber); таковы, например, эхолалия, страх переднепривычным, стереотипные нормы поведения, ритуальные привычные действия, симбиотические структуры отношений, ходьба на цыпочках.

На рисунках ниже представлены характерные примеры поведения аутичных детей.

Признаки аутизма у детей а — Марат, 5 лет и 4 мес. Ранний детский аутизм. Мальчик часами совершает одни и те же действия: засовывает голову в бумажное ведро и стучит пальцами по его стенкам, при этом выбирает исключительно бумажные ведра.
б — Роберт, 9 лет. Ранний детский аутизм, зрение без патологии. Мальчик демонстрирует поведение, свойственное слепым или слабовидящим детям: «вращение глазами» (дигито-окулярный феномен), или надавливает пальцами на глаза (Weber).

Наряду с ранним детским аутизмом в МКБ-10 как особая категория выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков.

Аутистическое расстройство личности (синдром Аспергера) отличается от этих двух психопатологических синдромов главным образом отсутствием задержки речевого и когнитивного развития. Однако пациенты не могут использовать свои когнитивные способности надлежащим образом, часто ставя их на службу узконаправленным интересам (например, выучивание наизусть транспортного маршрута, концентрация всех интересов на динозаврах).

Эпидемиология аутизма

Как показали исследования на случайных выборках, на 10 000 детей и подростков приходится 4—5 случаев раннего детского аутизма. Наибольшую частоту — 10 случаев на 10 000 детей — отмечает Гилберг (Gillberg). Среди пациентов отчетливо преобладают мальчики (распределение по полу примерно 3:1).

Исследования по распространенности аутистического расстройства личности отсутствуют. Развернутая картина синдрома Аспергера встречается редко, но нерезко выраженные нарушения довольно часты. При этом расстройстве среди больных тоже явно преобладают лица мужского пола (распределение по полу примерно 8:1).

Признаки аутизма у детей а — Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б — Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

Диагноз и дифференциальный диагноз аутизма у детей и подростков

Диагностика является основой терапии. Для установления диагноза необходимы обширные и тонкие исследования. Полезными для диагностики раннего детского аутизма оказались структурированные опросники, например Childhood Autism Rating Scale (CARS) (Schopler et al.). Требуются: частично структурированный анамнез; соматическое и неврологическое обследование с диагностикой развития и ЭЭГ; тест на координацию движений для детей (КТК) (Schilling, Kiphard); проверка зрения и слуха; лабораторная диагностика; хромосомный анализ; психологическая диагностика; наблюдение за игрой или разговором с общим наблюдением за поведением для оценки психического статуса.

Во-первых, у детей и подростков с синдромом Аспергера отсутствует нарушение развития речи, характерное для синдрома Каннера, хотя их речь тоже с самого начала нарушена в плане выполнения коммуникативных функций (спонтанная речь).

Во-вторых, синдром Аспергера можно рассматривать как личностное расстройство (Remschmidt) с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественные изменения. Синдром Каннера, напротив, характеризуется большой вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям.

Однако синдром Аспергера всегда следует дифференцировать с синдромом Каннера у детей с нормальным или почти нормальным интеллектом. Этот вопрос трудно бывает разрешить, так как диагноз синдрома Аспергера ставится редко.

Имеется еще несколько заболеваний детского возраста с выраженным нарушением контактов и другой симптоматикой раннего детского аутизма, которые, однако, следует отграничивать от последнего. К ним относятся шизофрения детского возраста, симбиотический психоз (Mahler), различные формы олигофрении, dementia infantilis Геллера, синдром Ретта, сенсорная глухонемота (афазия развития), сенсорные дефекты и синдром госпитализма. Дифференциально-диагностический процесс детально описала Вебер (Weber).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector