Правильная походка у ребенка

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Чтобы ходьба была правильной, мышцы ног, ягодиц, спины, воротниковой зоны, шеи, рук и живота должны слажено сокращаться и удлиняться. Кроме того, человеку нужно идти коротким путем, обходя препятствия и не спотыкаться о неровности. Для это пирамидные, экстрапирамидные, мозжечковые и зрительные системы должны свободно пропускать нервные импульсы от мышц к головному мозгу и наоборот. При этом не должно быть повреждений костей и кожи.

Хождение на носочках – проблема в мышцах спины, ягодиц, бедра, голени стопы и, как вам покажется странным, – в грудных мышцах. Во всех этих мышцах часть мышечных клеток находится в белковом отеке и не может полностью выпрямиться. При попытке ходить на полную стопу у ребенка возникает боль в мышцах ягодиц, стопы и голени.

Утиная походка проявляется в проблемных грушевидных мышцах, которые из-за своего белкового отека не могут полностью растянуться. При попытке растянуть их полностью у ребенка вызывается боль. Данная походка является вынужденной. Дети так ходят, чтобы не болели мышцы ягодиц и спины. Поэтому малыш вынужден выпячивать ягодицы назад и делать мышцами спины лордоз поясничной области.

Ребенок выгибает вперед туловище и ноги оказываются тоже впереди. Так как согнуть ноги в коленях у него не получается из-за возникающей боли в ягодицах, он вынужден переваливаться с ноги на ногу, не сгибая колени.

Шаркающая походка у детей из-за того, что мышцы задней стороны бедра находятся в состоянии белкового отека и не могут полностью выпрямляться. Мышцы передней стороны бедра сокращаются, чтобы нога начала подниматься к верху, а в это время мышцы задней стороны бедра не растягиваются и не дают подняться ноге высокого. Поэтому шаги становятся короткие и шаркающие.

Возникает, когда ребенок идет, почти не касаясь земли, пружинит на цыпочках, стремясь ввысь. Такая походка вынужденная! Если ребенка “заставить” пройтись здоровой походкой, то он сможет пройти два-три шага и скажет, что ему неудобно. Если его заставить еще сделать пару шагов, то он покажет вам мышцы, которые начинают болеть. Это мышцы, расположенные на стопе и голени, ягодичные, мышцы поясницы, и, как ни странно, живота. Эти группы мышц находятся в белковом отеке, поэтому не могут полностью безболезненно растягиваться.

С научной точки зрения существуют типы нарушения походки:

  1. Атаксическая походка (мозжечковая, штампующая, при вестибулярном симптомокомплексе).
  2. Апраксия ходьбы.
  3. “Гемипаретическая” (“косящая”, “тройное укорочение”).
  4. Гиперкинетическая и гипокинетическая.
  5. Парасимпатическая.
  6. Пароксизмальные нарушения походки при эпилепсии и пароксизмальных дискинезиях.
  7. “Перонеальная” (односторонний или двусторонний степпаж).
  8. В “позе конькобежца” при идиопатической ортостатической гипотензии.
  9. Походка при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (анкилозы, артрозы, сухожильные ретракции).
  10. При выраженной деменции.
  11. Психогенные нарушения походки разных типов.
  12. Спастико-атаксическая.
  13. “Утиная”.
  14. Ходьба с выраженным лордозом в поясничной области.
  15. Ходьба с переразгибанием в коленном суставе.

Что касаемо дисбазии:

  1. Вызванная болью (анталгическая).
  2. При умственной отсталости.
  3. Ятрогенная (неустойчивая или пьяная походка) при лекарственной интоксикации.
  4. Смешанного происхождения: комплексная дисбазия в виде нарушений походки на фоне тех или иных комбинаций неврологических синдромов: атаксии, апраксии, деменции, пирамидного синдрома.
  5. Идиопатическая сенильная.
  6. Идиопатическая прогрессирующая “фризинг-дисбазия”.

Во всех этих изменениях походки главную роль играют мышцы, которые из-за своего белкового отека не могут свободно двигаться. И любую из них можно исправить, применяя мой способ воздействия на мышцы методом Никонова.

Правильная походка у ребенка

Во все времена красивая уверенная летящая походка вызывала восхищение и приковывала взгляды. Такая походка – показатель хорошего здоровья человека.

Дисплазия тазобедренного сустава у детей

Чтобы ребенок стал обладателем красивой походки, родителям необходимо в раннем возрасте обязательно показать его ортопеду. В первый год малыша показывают врачу в один месяц, три, шесть, девять месяцев и в годик. Надо обращаться к опытному хирургу-ортопеду. Он обратит внимание на отклонения, если они есть, которые выявляются при осваивании малышом новых движений, положений тела. Это позволит исключить дисплазию тазобедренного сустава. Ведь если вовремя не заметить отклонения, проблем не избежать. Ребенок не сможет нормально ходить, необходимо будет хирургическое вмешательство, которое не даст гарантии полного выздоровления. Это часто бывает, когда проблема обнаруживается после года. После операции ребенок будет ходить, но проблема в суставе останется и с годами напомнит о себе, например, может развиться артроз.

Часто врачу приходится исправлять чужие ошибки, когда к нему на прием приносят детей с запущенными случаями. Родителям надо знать признаки, по которым можно определить, что ребенку необходима помощь. Прежде всего, нужно аккуратно развести ножки малыша в стороны полностью, чтобы он принял позу лягушки — обычное положение новорожденного. Если при разведении ножек раздается щелчок — это плохо.

Желательно, чтоб такую процедуру проводил не родитель, а врач-педиатр при осмотре новорожденного ребенка. Кроме того, всем детям проводят УЗИ тазобедренных суставов в месяц, в три месяца и в шесть месяцев, это обследование помогает врачам вовремя распознать патологию тазобедренных суставов. Подъягодичные, подколенные складочки малышей должны располагаться симметрично. Ножки должны быть одинаковой длины. Если хоть одно отклонение замечено, срочно к ортопеду!

Хорошо бы первый осмотр произвести в роддоме или сразу после выписки. Так как рано поставленный диагноз облегчает лечение. Оно заключается в так называемом «широком пеленании». Также к ножкам малыша выше щиколоток прикрепляют деревянную палочку, обшитую тканью – шину, и оставляют на несколько недель, или, по показаниям, месяцев. По мере роста ребенка шину удлиняют, ребенок легко привыкает к новому положению ножек, а сустав имеет возможность формироваться правильно. Это позволяет избежать хирургического вмешательства. В некоторых случаях даже приходится накладывать гипс. Но после такого адекватного своевременного лечения походка ребенка ничем не будет отличаться от походки здоровых детей.

Вообще, дисплазия тазобедренного сустава врожденное нарушение, являющееся следствием задержки развития тазобедренного сустава во время внутриутробной жизни плода. Провоцирует задержку развития поздний токсикоз, инфекционные заболевания матери во время беременности, пожилой возраст родителей, плохое питание – недостаток витаминов и минеральных веществ, плохая экологическая обстановка, курение, употребление спиртных напитков. Дисплазия у девочек встречается в шесть раз чаще, чем у мальчиков и передается по наследству как по женской, так и по мужской линии. Поэтому, будущим родителям прежде всего, необходимо отказаться от вредных привычек, отнестись к своему здоровью серьезно, так как это является залогом здоровья будущего ребенка.

Плоскостопие у детей

Еще одна и вроде бы уже не такая страшная ортопедическая неприятность – плоскостопие, должна побудить родителей к посещению с ребенком ортопеда. Почти 70 процентов современных детей к семи годам приобретают плоскостопие. Некоторые мамы мальчиков даже рады: их ребенок не будет служить в армии. Но, чем старше будет становиться человек с плоскостопием, тем больше серьезных нарушений в работе организма он получит, и это все из-за неправильного положения стоп. У здоровых младенцев уже присутствует продольное плоскостопие. Это является нормой, так как ребенок в животе мамы никуда не ходит, а ножки формируются только под воздействием различных нагрузок на стопы. Но годам к пяти связки крепнут, и свод стопы принимает нормальную классическую форму. Приобретенные патологии стопы обычно возникают после пяти лет.

Проверить, начинается ли у ребенка плоскостопие или оно уже есть, можно дома. Надо смазать маслом или жирным кремом стопы ребенка и поставить его на чистый лист бумаги. Затем внимательно рассмотреть следы. По внутреннему краю стопы должна идти выемка, занимающая посередине больше половины стопы без отпечатка. Это показатель того, что с ножками ребенка все в порядке. Если же выемка занимает половину стопы и меньше, или ее нет вообще, ребенка нужно показать ортопеду.

Даже при отсутствии патологии со стороны костно-мышечной системы, один раз в год, после первого года жизни ребенку необходимо проходить диспансеризацию, при которой его обязательно осмотрит и ортопед.

Не плоская, нормальная стопа является амортизатором при ходьбе и гасит сотрясения. При плоскостопии стопа не может выполнять эту функцию и роль амортизатора выполняют коленные и тазобедренные суставы, а также позвоночник. Поэтому, спутники плоскостопия – сколиоз, остеохондроз, артроз, нарушения осанки. Ортопед выявит врожденное плоскостопие (в отличие от продольного плоскостопия), которое можно корректировать комплексом специальных упражнений, массажем, специальными лечебными супинаторами, которые подбираются в зависимости от сложности патологии и возраста ребенка. Плоскостопие плохо поддается лечению и усилия медиков направлены на то, чтобы затормозить прогрессирование заболевания.

Большое значение имеет профилактика плоскостопия — это физиологическая, нормальная нагрузка на стопы. Не упускайте возможность для ребенка походить по жесткой траве, песку, камням. Очень полезна морская галька средних размеров. Пусть ребенок чаще ходит босиком дома. Тщательно выбирайте детскую обувь. Она должна быть с небольшим каблучком и обязательно жестким задником. Пользоваться специальными супинаторами и ортопедической обувью без медицинских показаний не следует.

Обычно после года у малышей начинается очень ответственный и сложный период — они учатся ходить самостоятельно. Походка детей от года и до двух лет так же уникальна, как и характер. Практически все детки начинают ходить, широко расставив ноги, покачиваясь, как морячки. Большинство детей начинают ходить, вывернув ступни наружу, так как это позиция обеспечивает наибольшую устойчивость. А, когда мама уже начинает беспокоиться о вывернутых наружу ступнях, малыш задаёт ей новую задачу и начинает ходить, повернув свои стопы внутрь.

Многие бабушки сетуют, что малышей очень рано ставят на ножки и именно поэтому они такие кривенькие. Это вовсе не так, в первые два года своей жизни практически каждый ребёнок поворачивает пальцы ног внутрь. Это связано с нормальным изгибом ног (который остался из-за нахождения плода в матке) и нормальным плоскостопием. Мамы могут вздохнуть спокойно — у большинства детей к трёхлетнему возрасту ноги и ступни выпрямляются сами по себе.

Обратите внимание, если ваш малыш бегает и не спотыкается на ровном месте, то нет причин волноваться из-за временного «косолапия». Но если со временем ребёнок спотыкается всё чаще и чаще, может быть необходимо ортопедическое вмешательство (использование на время сна скобы, вставляемой между специальными ботинками), которое обычно проводится примерно с полутора или двух лет.

Помимо повёрнутой вовнутрь голени, ещё одной причиной смотрящих внутрь пальцев ног, может быть выворот внутрь бедренной кости. Как отличить первое от второго? Если коленные чашечки стоящего ребёнка смотрят строго вперёд, то выворот стоп скорее всего объясняется поворотом голеней. Если же коленные чашечки направлены друг на друга, то это случай поворота бедренных костей.
Вы снизите риск возникновения обеих деформаций, если ваш малыш будет сидеть и спать в правильном положении.

  • Не разрешайте ребёнку спать в позе зародыша, в крайнем случае — сшейте вместе штанины пижамы.
  • Следите за тем, чтобы ребёнок, когда он сидит, не подкладывал ступни и ноги под себя.
  • Отучайте малыша сидеть в W-образной позе — это уменьшит выворот внутрь бедренной кости.
  • Приучайте сидеть со скрещенными ногами («по-турецки») или вытянув ноги вперёд.

Очень важно наблюдать за походкой своего ребёнка и, подметив необычные особенности, сразу же информировать о них врача.
Хождение на мысках. Никто не знает, почему большая часть детей от двенадцати до двадцати четырёх месяцев ходят на мысках! Это привычка или малыш просто дурачится. Но, если от этой привычки никак не удаётся избавиться, необходимо, чтобы ребёнка осмотрел врач. Возможно, мышцы голени и ахиллесово сухожилие стянуты.

Правильная походка у ребенка

Ребёнок хромает или странно ходит. Прихрамывание у детей должно всегда восприниматься очень серьёзно и, конечно же, заслуживает медицинского обследования. Если же малыш странно ходит (вперевалку или волочит одну ногу) срочно сообщите о своих наблюдениях врачу.

Ребёнок не желает ходить. Если ребёнок, который ходил совершенно нормально, вдруг внезапно отказывается ходить, сообщите об этом врачу. Обратите внимание на нижеизложенное:

  • Детально зафиксируйте всё, что происходило до того, как малыш объявил сидячую забастовку. Может у ребёнка травма или остался испуг после недавнего падения?
  • Разденьте и осмотрите ребёнка. Ощупайте его ноги и стопы в поисках опухоли, кровоподтёков, покраснений и болезненных участков. Когда вы делаете это, не морщится ли малыш от боли? Сравните одну ногу ребёнка с другой. Осмотрите и ощупайте подошвы ног в поисках заноз и осколков стекла.
  • Не болен ли ваш малыш? Не поднималась ли у него необъяснимо температура?
  • Не случилось ли недавно событий, травматичных для психики малыша?

Доставьте ребёнка вместе со своими записями к врачу для полного обследования.

Чуть ли не каждая вторая мама, приходя на прием к ортопеду, говорит следующее: «Мой ребенок косолапит. Что делать?». Под словом «косолапит» мамы имеют ввиду, походку малыша, когда передний отдел стопы смотрит внутрь. Иногда настолько сильно, что носки цепляются друг за друга. При этом ребенок даже может спотыкаться и падать.

На самом деле, с косолапостью тут нет ничего общего.

Причинами такой походки могут являться следующие состояния:

  • Врожденное приведение переднего отдела стопы
  • Внутренняя торсия голени
  • Антеторсия проксимального отдела бедренной кости

Приведение переднего отдела стопы (metatarsus adductus). Действительно, очень напоминает компонент, встречающийся при косолапости. На самом деле, природа приведения переднего отдела стопы совершенно другая. При данном состоянии отклонение формируется на уровне плюсневых костей, тогда как задний отдел стопы не подвержен каким либо изменениям.

Клинически это проявляется более выпуклым наружным краем стопы, в области основания 5-ой плюсневой кости, более широким передним отделом стопы. Ось стопы, которая в норме проходит между 2-ым и 3-им пальцами стопы. При metatarsus adductus ось смещена к 4-ому и 5-ому пальцам. На рентгенограмме плюсневые кости не параллельны друг другу а веерообразно расходятся.

Диагностируется на первом году жизни, хотя окончательный диагноз порой можно поставить только после начала ходьбы, когда под нагрузкой приведение переднего отдела стопы будет заметно отчетливее.

Внутренняя торсия голени.

Торсией голени называется скручивание костей голени, кнутри, вдоль своей оси. Торсия возникает в период внутриутробного развития. Ребенок рождается с определенной степенью внутренней торсии, которая с ростом ребенка постепенно исправляется. Чаще всего, это вариант нормы и очень часто встречается у новорожденных и детей младшего возраста. Она становится наиболее заметной после начала ходьбы.

Не редко внутренняя торсия голени сочетается с антеторсией бедренной кости. В таких случаях два противоположных разворота костей компенсируют друг друга и ребенок ставит ногу правильно.

В большинстве случаев торсия голени уходит к 3-х летнему возрасту. Остаточные явления у некоторых детей могут сохраняться до 7-8 лет. Только у 1-3% детей наблюдаются тяжелые формы внутренней торсии голени, при которых не происходит самокоррекции к 7-8 летнему возрасту. В таких случаях показано оперативное лечение, так как консервативные методы не приносят желаемого результата.

Антеторсия проксимального отдела бедренной кости.

Антеторсия (лат. ante – перед, torsio – вращение, поворот) – это разворот верхнего отдела бедра, содержащего головку и шейку кпереди.

Ребенок с антеторсией шейки бедра сидит в положении «W», стоит, развернув колени кнутри, («целующиеся надколенники»- “kissing patella”) и неловко бегает «загребающей» походкой (“egg-beater”).

Улучшение происходит с ростом ребенка, в результате уменьшения угла антеторсии бедренной кости и наружной ротации большеберцовой кости. Данный разворот происходит примерно до 6 лет. У части людей сохраняются остаточные явления антеторсии бедра на протяжении всей жизни. Сама по себе она не приводит к дегенеративным изменениям в тазобедренном суставе.

Антеторсия шейки бедра не лечится консервативно. Сохранение тяжелой антеторсии в возрасте старше 8 лет, может являться показанием к деторсионной остеотомии бедра.

Совокупность этих факторов приводит к ощущению, что ребенок ходит, как то не так.

Лечить?

В подавляющем большинстве, походка нормализуется к 6-8 годам без специализированного лечения. Использование гипсования, специальных брейсов или хирургического лечения не требуется.

Такая походка сама по себе не вызывает боли, и не приводит к дегенеративным изменениям в суставах.

В любом случае, окончательное заключение может сделать только детский ортопед. Он даст разъяснение и необходимые рекомендации.

Косолапость – аномалия анатомического строения суставов стопы. Внешне это выглядит как заворот стопы внутрь и немного вниз. Полностью наступить на стопу в таком положении невозможно.

Здесь важно помнить, что наступает время, когда косолапие перестает поддаваться коррекции. Помочь ребенку уже будет нельзя. Поэтому начинать лечение следует сразу после выявления этого отклонения.

Как поступить родителю при косолапости у ребенка – расскажем в нашей статье.

Посещение ортопеда – первое, что нужно сделать

Чтобы снизить уровень беспокойства и тревоги, необходимо записаться на прием к ортопеду.

Врач оценит состояние ножек ребенка и даст необходимые рекомендации по терапии, которые способны остановить развитие патологии.

Частыми советами ортопедов в лечении и профилактике развития косолапости, как правило, являются:

  • курс массажа;
  • определенные спортивные секции, которые будет полезно посещать с такой особенностью анатомического строения – например, танцы или гимнастика;
  • комплекс лечебной физкультуры, направленный на устранение косолапости;
  • использование дома массажных ковриков;
  • применение ортопедических стелек и/или ортопедической обуви.

Все перечисленные рекомендации направлены, во-первых, на укрепление и растяжку мышц, во-вторых, на их активизацию или расслабление, в зависимости от назначений лечащего врача-ортопеда. Обратите внимание, что курс массажа – его продолжительность и специфику – назначает только врач. В вопросе спорта вы можете выбирать любую дисциплину, но обязательно обращайте внимание на травматичность спорта. Сейчас важно «наставить» организм ребенка на правильное развитие, поэтому врачи рекомендуют танцы, гимнастика (не олимпийский спорт), плавание и т.п.

Давайте мы расскажем подробнее о тех методах лечения и исправления косолапия, которые вы можете делать самостоятельно в домашних условиях.

Регулярная гимнастика – лфк при косолапости

Лечебная гимнастика при косолапости имеет цель укрепить и активизировать расслабленные мышцы и, наоборот, расслабить мышцы, находящиеся в повышенном тонусе.

При выполнении этих упражнений очень важно родителю следить, а ребенку стараться:

  • поставить стопу на внутренний свод;
  • отвести стопу в сторону мизинца.

Мы представим в статье комплекс упражнений.

Обязательно согласуйте эти упражнения с лечащим врачом-ортопедом!

1. «Резиночка» . Исходное положение: сидя на полу, упор руками сзади, выпрямленные ноги вместе. На передние отделы стоп необходимо надеть широкую резинку.

Отвести стопы в стороны, растягивая резинку. Пятки остаются сомкнутыми. Стараться направить пальцы «на себя», то есть разгибать стопы. Удержать это напряжение от десяти секунд до одной минуты – один раз.

2. «Брусок» . Исходное положение: стоя передними отделами стоп на бруске высотой 10 — 15 см, пятки свисают с бруска, руками держаться за перекладину шведской стенки или за спинку стула.

Совершать пружинистые движения пятками до пола, растягивая задние поверхности голеней и ахилловы сухожилия – три раза. Вернуться в исходное положение. Повторить восемь раз.

3. «Ёлочка» . Исходное положение: на коврике создать изображение прямой полоски, от которой в стороны идут «ветки» под углом, их частоту сделать равной расстоянию небольшого шага. Переставлять стопы по «веткам» так, чтобы пятки были обращены к середине, то есть к центральной полоске, а передние отделы стоп отведены в стороны. Здесь нужно смотреть вниз, чтобы правильно поставить стопы.

4. «Ходьба гусиным шагом» . Исходное положение: в положении приседа с отведением стоп в стороны. Руки свободны или на поясе.

Ходить до утомления.

5. «Ходьба на пятках». Ходить двадцать секунд.

6. «Вращение стопой» . Исходное положение: сидя на стуле, правую ногу положить на левую колено на колено, руки в «замке» положить на правое колено, чтобы зафиксировать правую ногу. Правой стопой «рисовать» круги по часовой стрелке — до легкого утомления. Левой стопой «рисовать» круги против часовой стрелки — до легкого утомления.

7. «Канатоходец» . Ходьба по канату или гимнастической палке с отведением стоп в стороны.

После выполнения упражнений приветствуется расслабляющая ходьба.

Есть противопоказания. Требуется консультация врача.

Комплексное лечение – ортопедические стельки и массажные коврики

Массажные коврик создает эффект полезных для здоровья стоп поверхностей, созданных природой. Песок, каменистые и лесные тропы благодаря естественным неровностям отлично массажируют босую стопу человека. Этот же эффект дают массажные коврики .

Тут важно понимать, что заставить ходить ребенка по маленькой поверхности трудно или вообще невозможно. Поэтому лучше всего приобрести несколько ковриков и разложить их дома по самому частому маршруту ребенка. Таким образом, в течение всего дня стопы будут получать полезный эффект без специальных усилий со стороны родителей и ребенка.

Ортопедические стельки или обувь

Ортопедические стельки и обувь поддерживают своды стопы в анатомически правильном положении и, тем самым, формируют правильное развитие стопы, голеностопного и коленного суставов. Помимо этого, создаются более комфортные условия и для позвоночника: уменьшается вероятность появления развития сутулости.

Необходимые стельки или обувь – лечебные или профилактические – назначит врач-ортопед. С рекомендациями врача уже можно посетить специализированный ортопедический салон. Лучше приобрести эти изделия именно в салоне, так как в этом случае будет прекрасная возможность померить и подобрать то, что будет максимально комфортно для ребенка.

Косолапость — один из самых тяжелых дефектов стоп. Только комплексное лечение косолапости, при трудолюбии и добросовестном выполнении упражнений, использовании рекомендуемых врачом вспомогательных изделий и под регулярным контролем ортопеда, даст положительный результат.

Правильная походка у ребенка

Руководитель учебного центра «Ортикс», медицинский эксперт в области ортопедических изделий, врач общей практики

Правильная походка у ребенка

Казалось бы, зачем показывать кроху ортопеду, ведь он пока еще не сидит, не встает, не ходит. Получается, что нагрузки на кости и мышцы нет, так что вроде бы и смотреть у малыша еще нечего. Так думают некоторые родители и почему-то не спешат показать своего ребенка ортопеду. Другие мамы и папы не идут на консультацию, так как считают, что их малыш развивается нормально. Ведь никаких заметных изменений у него нет: руки-ноги на месте, вроде бы одной длины, спина ровная – значит, все у малыша в порядке. На самом же деле некоторые болезни опорно-двигательного аппарата не всегда очевидны и родителям обычно не заметны. А уж самостоятельно определить, например, одной ли длины ноги у младенца, не будучи специалистом, вообще невозможно. И даже педиатр, если патология не выражена, может не выявить ее, особенно если заболевание не беспокоит ребенка. Но по мере того как малыш будет расти, ортопедические проблемы могут усиливаться и вылечить болезнь будет гораздо сложнее, чем в раннем возрасте. Поэтому новорожденного надо показать ортопеду как можно раньше.

что смотрит врач

Ортопеда надо посетить, когда ребенку исполнится 1 месяц, а потом еще несколько раз – в 3, 6 и 12 месяцев. При первой консультации врач очень внимательно осмотрит малыша, буквально от макушки до пят, оценит размеры и форму всех частей тела, проверит также, насколько они пропорциональны, симметричны по отношению друг к другу, посмотрит, как двигаются ручки и ножки. Ортопед внимательно обследует все суставы на подвижность, особенно тщательно он осмотрит тазобедренные суставы и обязательно проверит, одинаковой ли длины ноги малыша.

Но даже если в 1 месяц ортопедической патологии не было, кроху все равно надо регулярно показывать врачу. При повторных осмотрах могут быть выявлены какие-то болезни, которые не проявляли себя во время первого визита к доктору.

возможные проблемы

Какие самые серьезные болезни должен исключить ортопед у детей первого года жизни?

— Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра – эти заболевания возникают из-за врожденного недоразвития тазобедренного сустава. Если болезнь не выявить вовремя, то она может быстро прогрессировать, одна нога будет значительно короче другой и походка серьезно нарушится. Обнаружить патологию можно уже в 1–3 месяца.

— Врожденная мышечная кривошея – сразу после рождения становится заметным, что голова ребенка постоянно наклонена в сторону и на бок. Кривошею обязательно надо лечить, иначе у ребенка развивается асимметрия лица, лицевого черепа, плеч, позвоночника.

— Врожденная косолапостьножки малыша «косолапят», как у медвежонка: если бы новорожденный мог встать, он опирался бы на внешнюю поверхность стопы. Без лечения, если ребенок начинает ходить на таких ножках, деформация поврежденной стопы усиливается, нарушается взаимоотношение костей, страдают походка и осанка, возникают трудности с подбором обуви.

Эти три основные болезни надо выявить как можно раньше (а обнаружить их можно уже в 1–3 месяца), ведь чем быстрее начать их лечить, тем лучше будет результат.

распределяем нагрузку

Но даже если ортопедической патологии у ребенка нет, доктор все равно посоветует родителям, что сделать, чтобы кости и мышцы малыша правильно развивались. Например, даже здоровые дети могут часто поворачивать голову в одну сторону. Обычно это происходит потому, что их привлекает сторона кроватки с красочной игрушкой или с другим интересным предметом. Нередко родители этого просто не замечают, а вот ортопед сразу обратит внимание, в какую сторону чаще всего наклоняет голову ребенок. Также он быстро увидит, как переворачивается ребенок – опять в одну какую-то сторону или в обе. Все это может быть вариантом нормы, но иногда говорит о том, что у ребенка разный тонус мышц слева и справа. В таком случае ортопед посоветует массаж, плавание и специальные упражнения с акцентом на определенную группу мышц. Расскажет доктор, как укрепить и остальные группы мышц: например, живота, спины – все это поможет крохе в будущем вовремя начать сидеть, вставать и ходить.

не торопим малыша

Ребенок растет и вроде бы уже готов сидеть. Самостоятельно сесть он должен в 7 месяцев, встать на ножки – в 9, в 10–11 сделать первые шаги, держась за опору. До этого возраста врачи рекомендуют не побуждать малыша сидеть или стоять (особенно вредно сажать его в подушки). Кости и мышцы крохи к новым движениям еще не готовы, и если мышечный корсет ребенка не успеет окрепнуть до того, как он начнет самостоятельно садиться, это может привести к искривлению позвоночника. Если же время пришло, а малыш пока еще не освоил новый навык, ортопед подскажет, как простимулировать кроху (здесь опять помогут массаж и гимнастика).

помогаем первым шагам

Когда ребенок попытается делать первые шаги, ортопед подскажет, какую обувь купить крохе. Она поможет равномерно нагрузить голеностопный сустав, а значит, и на все остальные суставы нагрузка будет распределена правильно. Обычно врачи советуют учиться ходить не босиком или в носочках, пинетках, а в ботиночках или туфлях: кожаных, с жесткой пяткой, маленьким каблучком, на шнуровке или на липучке. Если же у малыша будет какая-то патология стопы или голеностопа, ортопед подберет уже специальную обувь или ортопедические стельки.

Красивая осанка, крепкие кости, сильные мышцы, гармоничная фигураэто то, чего хотят родители для своего малыша. А поможет этого достичь ортопед, главноевовремя попасть к нему на консультацию.

Правильная походка у ребенка

Учебный год в разгаре, и каждое утро дети идут в школу, зачастую буквально сгибаясь под тяжестью своих рюкзаков. Обычно в портфелях находятся увесистые учебники по числу уроков, столько же тетрадей, пенал, а еще там может быть сменка и физкультурная форма. Некоторые носят с собой перекусы и бутылочки с водой. Снаряжение практически как у альпиниста. Неудивительно, что многие дети в какой-то момент начинают жаловаться на боли в ногах и спине, дают о себе знать проблемы с осанкой, школьники быстро утомляются и мечтают прогулять занятия.

О том, как влияет постоянное ношение тяжелых рюкзаков на здоровье стоп школьников, АиФ.ru рассказали международные исследования и исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии» Ольга Чижевская.

Данных о взаимосвязи между использованием рюкзака и состоянием стоп у детей мало, но все они говорят о негативном влиянии тяжелых ранцев на походку и состояние стоп детей. Помимо этого, тяжелый вес и неравномерное его распределение при ношении портфеля на одном плече может привести к нарушениям осанки и заболеваниям позвоночника, в первую очередь к сколиозу.

«Ношение слишком тяжелого рюкзака ведет к возникновению проблем с опорно-двигательным аппаратом и внутренними органами ребенка, — говорит Ольга Чижевская. — Мы часто видим, что это приводит к развитию плоскостопия, болей в спине и нарушениям походки. К тому же, тяжелый рюкзак повышает риск травм. Не говоря уже о том, что дети быстро утомляются, а это отражается на успеваемости в школе и возможностях усвоения материала».

Правильная походка у ребенка

Данные исследований

Ношение рюкзака может быть фактором риска для развития неблагоприятных последствий и изменения походки у старшеклассников: к такому выводу пришли Маркус Фрага Виейра, Джорджия Кристина Ленен, Матиас Нолл и соавторы, проводившие соответствующее исследование в 2016 году. 117 учащихся старших классов были оценены в трех экспериментальных условиях: без рюкзака, с рюкзаком на обоих плечах и с рюкзаком на одном плече. Для измерения силы реакции опоры и состояния каждой стопы использовались две силовые пластины. В результате экспериментов было установлено, что нагрузка на стопы возрастает, а сила реакции опоры изменяется под тяжестью рюкзака, особенно если носить его на одном плече, что в итоге может негативно отразиться на здоровье опорно-двигательного аппарата.

Исследование Пилар Альфагеме-Гарсия и др. рассматривало влияние ношения рюкзаков на положение ног у школьников с нейтральной стопой. Трехлетнее наблюдение включало 627 детей 8-10 лет. Из них в общей сложности 458 человек использовали рюкзак при посещении школы. Однофакторный и многомерный анализ показал, что дети, использующие рюкзак, были подвержены более высокому риску развития пронированной стопы.

В процессе исследования Массимилиано Пау и др. 2015 года, в котором участвовало 218 школьников 6-13 лет, было обнаружено, что ношение рюкзака средней массой 5,2 кг и более значительно увеличивает (до 25%) подошвенное давление как во время статического стояния, так и во время ходьбы, что особенно заметно в передней части стопы.

Правильная походка у ребенка

Важные правила для сохранения здоровья при ношении рюкзака

Ольга Чижевская отмечает, что нужно постараться минимизировать негативные последствия ношения рюкзака — ведь отказаться от него полностью никак не получится. Можно избежать неблагоприятных последствий, если соблюдать технику безопасности, говорит специалист. Такая техника включает в себя следующие пункты:

1. Не превышайте допустимый вес!

Если рюкзак будет слишком тяжелым, ребенок будет постоянно менять положение позвоночника, подстраиваясь под тяжесть своего ранца. В итоге начнутся боли в спине, а впоследствии могут развиться травмы межпозвонковых дисков. Вес рюкзака с учебниками и тетрадями не должен быть более 15% от массы тела ребенка. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть его ранец. Так, для учеников 1-3 классов допустим вес рюкзака не более 2 кг! 2,5 кг можно носить ученикам 5–6 классов, до 3,5 кг в 7–8 классе и до 4,5 кг в старших классах. Нужно брать с собой в школу только самое необходимое, ежедневно выкладывая из рюкзака ненужные вещи. Вес самого рюкзака без наполнения не должен превышать 600-700 гр.

Правильная походка у ребенка

2. Мягкие лямки и уплотненная спинка

Мягкие лямки, в идеале — широкие, позволяют равномернее распределить вес и не перегрузить трапециевидную мышцу. Нужно отрегулировать лямки так, чтобы рюкзак не болтался и не висел в районе таза, а достаточно плотно прилегал к спине. Мягкая уплотненная спинка также способствует большему комфорту при ношении. Очень полезная вещь — поясной и нагрудный ремни. Их использование снимает лишнее напряжение и препятствует возникновению болей.

3. Ношение рюкзака на двух плечах

При ношении рюкзака на одном плече происходит перегрузка той части тела, где висит рюкзак, что провоцирует боли в шее, искривление позвоночника и боли в стопах. Правильное и безопасное ношение рюкзака — только на обоих плечах.

Простые в исполнении правила помогут ребенку сохранить здоровье. Ведь нарушения осанки и проблемы со стопами в будущем могут отозваться серьезными неприятностями. Так что начинать следует с малого — правильно собирать, подбирать и носить школьный рюкзак.

Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом

Цель: воспитание у учащихся сознательного отношения к выработке правильной походки.

Задачи: ознакомить учащихся с признаками правильной походки и ее значением для сохранения хорошей осанки и здоровья.

Знания и навыки, необходимые учащимся

Походка является неотъемлемой частью осанки. Соблюдение правильной походки – необходимое условие для сохранения хорошей осанки, предупреждения искривлений костей таза и ног, а также сохранения здоровья.

Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека. Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный. Благодаря им стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади – на пяточную кость. Такое расположение костей удерживается связками и мышцами стопы и голени. Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а следовательно, оберегает человека от различных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков, бега.

При правильной походке не искривляются тазовые кости, что обеспечивает правильное положение и работу органов пищеварения, выделения и репродукции, а также кровеносных сосудов, благодаря которым эти органы снабжаются кровью и кислородом.

Методика: чтение с доски признаков правильной походки.

Признаки правильной походки

  1. Стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка, пальцы при этом не надо тянуть вверх, а только слегка приподнимать.
  2. Идти надо средним шагом (не маленьким и не большим), соответствующим росту.
    – Шаг должен быть легким, пружинистым и довольно быстрым.
    – При ходьбе бедро поднимается в тот момент, когда меняется опорная нога, и опускается, когда при следующем шаге пятка касается земли.
  3. Колени полностью выпрямлены, даже несколько вогнуты внутрь.
  4. Руки немного согнуты в локтях.
  5. Голову надо держать прямо.

Нередко наблюдается уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название «плоскостопие». Развитие плоскостопия в детском возрасте часто связано с неправильной походкой. Например, когда ходят широко расставляя ноги и развернув стопы, для сохранения равновесия. Это искусственно увеличивает площадь опоры, но в то же время увеличивает и нагрузку на внутреннюю часть стоп, уплощая их.

При уплощении продольного свода стопа делается длиннее, из-за этого обувь, которая прежде была впору, становится мала. Если же продолжать носить такую обувь, пальцы начинают сгибаться и постепенно деформируются.

При уплощении поперечного свода стопа делается более широкой и плоской, как лапа гуся, при этом пальцы на ногах начинают расходиться веером, а в дальнейшем один палец накладывается на другой.

Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли.

Еще одной причиной плоскостопия может стать слабость мышц и связок стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительные ходьба и стояние, ношение тяжестей, тучность) или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Мышечно-связочный аппарат надо укреплять ежедневной гимнастикой, занятиями спортом и массажем.

В комплекс утренней гимнастики хорошо включить упражнения для укрепления мышц стопы и голени (приседания, пружинящие прыжки и т.п.), хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве, двигать пальцами голых ног.

Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постоянно и систематически тренироваться на продолжительную ходьбу, тем самым укрепляя мышцы ног. Для современного человека ходьба – самый доступный вид двигательной активности.

Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках. При высоких каблуках происходит перемещение центра тяжести тела вперед, ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, что вызывает неправильное положение и развитие тазовых костей и перемещение внутренних органов (особенно малого таза).

Другим осложнением хождения на высоких каблуках в детском и подростковом возрасте является плоскостопие. При постоянном ношении обуви на высоких каблуках поперечный свод стопы под тяжестью уплощается, а затем исчезает. При высоте каблука 7 см передний отдел стопы перегружается почти в 3 раза. При высоком каблуке стопа сползает вниз, большой палец упирается в носок обуви и отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина стопы, но у основания пальца начинает выпирать «косточка».

Обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2–3 см, а по длине и ширине каблук должен занимать 1/4 часть подметки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены.

Нельзя носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков, например валенки или тапочки, которые можно надеть для отдыха на короткое время. Домашние туфли тоже должны иметь каблук. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, она не поддерживает еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы. Спортивную обувь (кеды, кроссовки, тапочки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п.) необходимо носить только по назначению.

Виды неправильной походки,
ведущие к искривлениям позвоночника и плоскостопию:

  • с широким разведением носков стоп наружу;
  • с повернутыми носками стоп внутрь (косолапая);
  • переваливающаяся с ноги на ногу (утиная);
  • подпрыгивающая;
  • с согнутыми в коленях ногами;
  • шаркающая;
  • на носках;
  • семенящая;
  • огромными шагами.

Чтобы избежать деформации позвоночника, тазовых костей и стоп, наряду с правильно подобранной обувью, важно иметь правильные походку и осанку, т.е. при ходьбе стопы всегда ставить правильно, держать корпус и голову прямо, иметь нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector