Польза и вред компьютерных игр для детей

На сегодняшний день трудно найти сферу, где бы не встречался компьютер. Он используется везде. Люди, не выходя из дома, могут покупать, продавать, общаться с друзьями и работать. Почти в каждой семье есть компьютер, а у кого-то их даже несколько. Наши детки растут в этой среде. Видят, как родители постоянно смотрят в яркий завораживающий экран и нажимают интересные кнопочки. Конечно, они спешат познакомиться с этой увлекательной «штукой» как можно раньше.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Польза и вред компьютерных игр для детей

Нет ничего главнее и дороже здоровья наших детей. Его не купишь за деньги и не поменяешь, как использованную батарейку. Очень важно понимать, какие органы и системы малыша страдают от компьютера. И принять меры, чтобы этого не допустить.

Влияние на детское здоровье

  1. Зрение.

В первую очередь страдают глаза. Они находятся в постоянном напряжении. При длительном пребывании у монитора возникают такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение. Детские глазки быстро утомляются за счёт своей незрелости.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Зрение падает, и скоро придётся надевать очки. Чаще всего дети играют на ноутбуке или планшете, лёжа на диване, что усиливает нагрузку на глаза. За последние годы, по статистическим данным, в два раза чаще встречается миопия (близорукость) у первоклассников. Это свидетельствует о пагубном воздействии компьютера на зрение.

  1. Осанка.

Вред наносит компьютер и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Например, он играет на ноутбуке, сидя на диване, на полу, развалившись на кресле.

Спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на боли головы и в спине.

  1. Нервная система.

Слабая, ещё не до конца сформированная нервная система у детей даёт сбой при длительном контакте с компьютером. Проявляется это повышенной возбудимостью, плохим сном, резкой сменой настроения.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • реальный мир заменяется виртуальным;
  • теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
  • достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
  • пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
  • избегаются контакты с другими людьми;
  • снижается аппетит;
  • ухудшается сон;
  • игнорируется учёба и домашние обязанности;
  • проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.

С какого возраста можно играть на компьютере?

Дети и компьютер – очень обсуждаемая тема. Считается, что чем позже дитя познакомится с электронной вычислительной машиной, тем лучше. Но нужно рассмотреть и пользу от компьютера.

Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.

В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и истерикой. Польза от этого сомнительная.

Детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3 — 4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья:

Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Выбор компьютерных игр

Компьютерная игровая индустрия не стоит на месте. Регулярно выходят новые игры, и одна лучше другой. Немало хороших игр, которые помогают детям развивать память, логику, мышление. Также некоторые игры дают раскрыться природным талантам, позволяют узнать много нового, интересного и полезного.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Главное — индивидуальный подход, при котором учитывается характер и интересы маленького «геймера». Помимо пользы, есть и вред от компьютерных игр. Он проявляется в сильном увлечении, что в итоге приводит к зависимости от компьютерных игр.

Дети перестают контролировать время, которое проводят за компьютером, забывают обо всём на свете. Как результат – переутомление, ухудшение памяти, появление проблем в школе.

Обязательно смотрите презентацию к игре, которую собираетесь купить. Убедитесь, что в ней нет насилия, чрезмерной жестокости, а также эротических сцен. Неправильно подобранная под темперамент маленького пользователя игра быстро переутомит его, окажет сильное давление на психику.

Есть очень восприимчивые дети. Они часто переносят полученные впечатления в реальный мир. Это может проявиться агрессией по отношению к окружающим людям, страхами, кошмарами по ночам, замкнутостью.

Профилактика вреда от компьютера

  • организация детского места для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
  • тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
  • контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Чем заменить компьютер?

Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.

Как разнообразить досуг?

  • использовать развивающие и настольные игры;
  • проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
  • прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
  • посещать развивающие кружки и спортивные секции;
  • совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
  • занятие рукоделием или другим творчеством.

Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.

Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Копий на эту тему сломано уже достаточно много. Есть родители, считающие что игры развивают, есть и те, кто непримиримо борется с компьютерными игрушками. Как же все-таки обстоит дело?

Что развивают компьютерные игры?
Жанров игр существует великое множество. Самые популярные игры для мальчиков — это боевики: стрелялки, бои, уничтожение монстров. Такие игры могут развивать скорость реакции, внимание. Симуляторы, которые позволяют почувствовать себя в кресле пилота или за рулем гоночного автомобиля, так же развивают эти психофизические параметры. Стратегии учат мыслить, ролевые многопользовательские игры — взаимодействовать с людьми. Многие специалисты в вопросах воспитания предупреждают, что развитие должно касаться не только физических качеств ребенка, но и внутренних. К примеру душевную зрелость, целеполагание не помогут развить компьютерные игры.

Опасность для жизни?
Можно сказать и так, что в некоторых случаях компьютерные игры могут быть смертельно опасными. В 2005 году после многочасовой беспрерывной игры в «World of Warcraft» умерла китайская девочка, и это — не единственный случай, хотя все же, к счастью, они единичны. Американские специалисты, которые наблюдали за тремя тысячами детей, увлеченный компьютерными играми, утверждают: у ребят повышается уровень беспокойства, депрессии, социофобии, снижается уровень успеваемости. Психологи утверждают, что игромания сравнима с наркоманией и алкоголизмом, человек не замечает своего пагубного пристрастия, все больше и больше времени отдавая игре. Игры с жестоким сюжетом, где показываются сцены насилия, наносят непоправимый эмоциональный вред, очень негативно сказываются на неокрепшей психике ребенка или подростка.

Что делать?
Ругать ребенка за его увлечение бесполезно. К тому же, если подумать, то в большинстве случаев именно родители виноваты в том, что эта зависимость сформировалась. Многие родители не видят ничего дурного в том, чтобы дать совсем маленькому ребенку планшет с игрой, так его можно занять на длительное время, он не будет отвлекать маму. То есть, сами приучают ребенка играть с младых ногтей.
Если вы задались целью отучить ребенка от игр, помните, резко отобрать игру нельзя, нужно постепенно ограничивать время, сводя его к оптимальному. 6-7-летние дети не должны играть в компьютерные игры более 10 минут в день, дети 8-11 лет могут посвятить игре 15-20 минут в день, старшеклассники — до получаса.
Постарайтесь занять ребенка, увлечь его спортом, интересным хобби, чтобы у него просто не оставалось времени на игру. И помните, что самый лучший метод воспитания — это личный пример. Заставить сына или дочь заниматься спортом сидя на диване нельзя, отучить от компьютера, глядя в телевизор тоже не получится.

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Представить детство современного ребенка без гаджета невозможно. Детям вручают планшеты и телефоны с играми каждый раз, когда их необходимо отвлечь, оставить на какое-то время в одиночестве. Но есть ли в играх (не только развивающих) польза для ребенка? Давайте рассмотрим обе стороны игры — позитивную и негативную.

Польза компьютерных игр:

  1. Обучающие и логические игры полезны для умственного развития ребенка, они заставляют думать и тренируют память;
  2. Игры развивают реакцию, внимание и моторику рук ребенка;

Исследователи отмечают, что после экшн-игр дети быстрее читают и лучше усваивают прочитанное;

Люди, которые часто играют, отличаются большим упорством и настойчивостью (успешнее справляются со сложными задачами, не сдаются, пока не достигнут цели);

Посредством игр дети учатся работать с техникой, начинают разбираться в различных гаджетах (без этого сейчас никак).

Вред компьютерных игр:

  1. Ухудшение зрения;
  2. Развитие болезней позвоночника и суставов (при неправильном расположении за монитором);
  1. Ребенок, который проводит за компьютером очень много времени, становится более замкнутым;
  1. Жестокие игры могут плохо влиять на неокрепшую психику детей;
  2. Самое страшное — это возникновение компьютерной зависимости, которую нужно лечить со специалистом.
  3. Отсутствие двигательной активности способствует накоплению лишнего веса.

Как видите, полностью запрещать играть в компьютер ребенку не стоит. Однако рекомендуется ограничивать время, которое можно провести за монитором, а также напоминать ребенку о важности 10-15 минутных перерывов (со сменой деятельности; например, можно поделать зарядку, побегать). Также можно устанавливать в семье правило: проводить 1-2 дня в неделю без гаджетов и отправляться всем вместе в парк на прогулку.

Не забывайте, что главный пример для ребенка — это его родители, поэтому, в первую очередь, проанализируйте, не даете ли вы своим детям плохой пример, проводя свой досуг за компьютером или телефоном.

Подготовила психолог ПНО УЗ «Слонимская ЦРБ» Пороль О.В.

alt=» Фото: iStock» /> Польза и вред компьютерных игр для детей

"В большинстве игр есть очевидная цель — надо узнать, найти, собрать, догнать… Почему такая определенность очень важна? Это как план сочинения, карта для путешественника. Ребенок понимает, что он должен сделать, чтобы победить. В игре понятны способы достижения цели. Я хочу быть самым лучшим игроком: успешным воином, богатым бизнесменом, быстрым ездоком и так далее. А как это сделать? А вот так — и предлагается набор следующих шагов", — рассказал "РГ" Никита Кочетков.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Игра — своеобразное хобби, дело по душе, для которого нужны минимальные усилия. Исследователь поясняет: "Представьте, что вы записались в кружок спортивного ориентирования. Надо же встать с дивана, одеться, выйти, дойти, а тут значимую для ребенка деятельность можно найти практически без лишних усилий".

Родителям кажется, что ребенок, играя, остается один на один с компьютером. Это не совсем так. Для любого человека важна совместная деятельность. Многие игры предлагают ребенку не просто игру, а игру с другими людьми. И когда у них вместе, в команде, получается добиться результата, ребенок испытывает большое удовольствие.

"Игры позволяют примерить на себя любые социальные роли. В реальной жизни ты Петя Иванов, ученик третьего Б, а в компьютерной игре ты можешь быть главнокомандующим, спецназовцем, эльфом — многообразие игр сейчас такое, что каждый может попробовать примерить на себя любую роль", — говорит Никита Кочетков.

Есть еще одна психологическая особенность, которая помогает понять, почему компьютерные игры так популярны. В игре у ребенка почти нет страха сделать ошибку. Если ты сделал три ошибки в контрольной, учитель будет тебя стыдить. Если подрался и порвал куртку — получишь нагоняй дома. А в компьютерной игре тебя никто не будет ни стыдить, ни ругать, ни читать нотаций. Правда Никита Кочетков уточняет: "Страх в играх может присутствовать, но цена за ошибку все же меньше, чем в реальной жизни. Он может возрастать, если человек вкладывает в игру реальные деньги. Вот как это происходит: если ты хочешь ускорить игровой прогресс или как-то изменить стандартное снаряжение, то за это придется платить. Только в России оплата игровых артефактов и пожертвования за онлайн-трансляции прохождения игр составляет больше 10 миллиардов рублей. А рекордная сделка в мире была сделана на сумму 775 тысяч долларов. Как тут не волноваться".

Родители ругают ребенка, которые не вылезает из игр, могут даже кричать, наказывать. А ему, казалось бы, все нипочем. Дело в том, что в игре всегда есть поощрение, похвала. Это серьезный стимул для ребенка. В жизни как происходит? Ты принес из школы пятерку или четверку. Нормально! Никто тебя особенно не расхваливает. А вот за тройку или двойку будут ругать. Иногда довольно сильно. В игре — сплошные похвалы и награды. Пришел в игру один раз — получи условную валюту, завтра пришел снова — получай в два раза больше. Не пришел — никто пилить не станет.

Польза и вред компьютерных игр для детей

"Современные игры могут быть визуально очень красивы. Играя, ты попадаешь в ожившую картину и хочешь там остаться. В игре подросток может почувствовать себя значимой личностью. Возьмем, например, ребенка с ОВЗ, который может передвигаться только на коляске. В реальной жизни у него может быть мало друзей из-за ограниченной мобильности. И так же могут быть ограничены не только возможности здоровья, но и самореализации. В игре он находится в команде, где его любят и ценят другие игроки, что приводит к росту его самооценки", — объясняет Никита Кочетков.

Согласитесь, родителям и педагогам есть о чем задуматься. Уж во всяком случае, о том, чтобы как можно чаще хвалить ребенка. Даже за самые небольшие шаги вперед. И обязательно — разговаривать, стараясь установить доверительные отношения.

Между тем

Знаете, какая профессия на рынке труда сегодня самая перспективная? Разработчик компьютерных игр. Каждый месяц появляется более 3500 новых вакансий.

Полезное

ВРЕД И ПОЛЬЗА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

В наши дни, когда компьютер есть практически в каждой семье и во многих школах, всех родителей волнует влияние компьютера на ребенка. Безопасен ли компьютер для растущего организма?

На самом деле, вред компьютера состоит в том же, в чем и достоинство – в его безграничной увлекательности. Вред компьютера для детей может быть обусловлен только несоблюдением простых правил, которые помогают сохранить здоровье. Поэтому, покупая ребенку компьютер, родители должны четко понимать: теперь им придется следить за тем, сколько ребенок сидит за компьютером, сколько в него играет. Другими словами, именно родители несут ответственность за то, принесет ли компьютер детям пользу, или, наоборот, вред.

ЧТО МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ВРЕД?

(Если ребенок сидит за компьютером бесконтрольно)

1. Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Компьютерные «игрушки» могут настолько увлечь ребенка, что он может безотрывно просидеть у компьютера целый день. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном

2. Растущий организм нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

3. Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что также не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и неуправляем, а ночью плохо спит. И причина этого в том, что родители пошли на поводу у своего чада и позволили ему играть целый день напролет.

4. С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

Параллельно с нарушением здоровья у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают. Когда их интеллектуальные способности сравнили с успехами тех юных, которые дни напролет проводили за видеоприставкой «Нинтендо», то оказалось, что для решения арифметических задачек уровня наших прадедушек нужны гораздо большие интеллектуальные усилия, чем те, которые «видеокомпьютерные» чада тратят на свои «стрелялки» и «ходилки», и усилия эти как раз и приходятся на лобные доли нашего мозга. Кроме математики, лучше всего мозг развивают занятия, которым предавался еще Михайло Ломоносов в эпоху свечей и парусов, — чтение и письмо.

Самая крупная в мире ассоциация психологов – американская АРА – похоже. Пришла к окончательному выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.

Ассоциация заключила, что «игровое» насилие провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи». Вредными являются не компьютерные игры сами по себе, а страсть к ним, зависимость от них. И здесь игры не составляют чего-то исключительного: точно так же человек может себя порабощать страстной привычкой, например, к утреннему кофе. Определить, владеют ли ребенком компьютерные игры, не так уж сложно при достаточном внимании со стороны родителей. Насколько много ребенок посвящает играм времени, страдают ли от этого другие его обязанности, которые он исправно выполнял прежде, способен ли он при необходимости добровольно отложить игру?

Но ведь компьютерные игры бывают отнюдь не только такие.

Что, если, к примеру, по сюжету игрок выполняет роль русского командира, который, командуя артиллерийским расчетом, должен остановить продвижение фашистских танков и защитить Родину? Есть ведь и такие «стрелялки».

А еще есть игры-«стратегии», где нужно вообще ни в кого не стрелять, но развивать или город, или государство, или колонию поселенцев, прокладывать дороги, строить зернохранилища, библиотеки, определять доходы и расходы госбюджета, устанавливать дипломатические отношения с соседями и т.п.

Игры-«квесты» также не требуют «убийства невинных монстров», они, как правило, подразумевают разгадывание множества закрученных в сюжет загадок и вопросов.

Еще один тип игр, где игрок учится водить виртуальную машину, объезжать препятствия и т.п.

Кроме того, существуют сотни логических игр и игр на реакцию. В конце концов есть и такая компьютерная игра, как шахматы.

КАКИЕ ЖЕ ВЫВОДЫ?

Конечно, лучше отсрочить знакомство ребенка с миром компьютерных игр. Чем в более сознательном возрасте он с ними познакомится, тем более защищенным будет. Ведь сажают его за них, как правило, сами родители: не на помойке же он найдет компьютер и не сам установит свою первую игру.

Все дело в чувстве меры. Задача родителей – контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером. Чтобы компьютер не повредил здоровью дошколят, малышу до шести лет не стоит позволять проводить у компьютера больше двадцати минут. Детям в возрасте 8-9 лет можно играть в развивающие игры по тридцать-сорок минут. А с десяти лет можно разрешать сидеть у экрана не более полутора часов. Конечно, родителям иногда хочется отдохнуть от непоседливого ребенка , поэтому они разрешают ему посидеть за компьютером подольше, чтобы он не мешал заниматься домашними делами. Но это не самый лучший вариант.

Постарайтесь как-то переключить внимание ребенка, отвлечь его на другое занятие, запишите его на спортивную секцию, найдите ему хобби. Поговорите со своим ребенком, просто и доступно объяснив ему, почему вредно долго сидеть перед компьютером. Но не нужно рассказывать страшные истории, заставлять, кричать и давить на него – он куда больше оценит вашу искренность и честность.

Статья подготовлена психологом центра «Здоровый Малыш» Зеньковой Г.М.

С тех пор как в нашем мире появились компьютерные игры, а именно с середины прошлого столетия, люди по сей день задаются вопросом – какое влияние они оказывают на организм? Приносят ли пользу или только вред? Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Как компьютерные игры влияют на здоровье?

Как ни странно, такое увлечение может оказывать не только негативный, но и положительный эффект. На данный момент проведено не мало исследований, подтверждающих это. И о них мы поговорим немного позднее.

Неблагоприятное действие видеоигр

Такое влияние игры могут оказывать из-за ряда причин, например, длительное нахождение человека в сидячем положении. Стоит ли говорить, что малоподвижный образ жизни приводит к увеличению массы тела и ожирению в последствии? При такой позе напрягаются мышцы шеи, головы и конечностей, повышается нагрузка на позвоночник, что увеличивает риск развития остеохондроза и сколиоза. Суставы кистей рук перегружаются, это способствует их изнашиванию и повреждению связок данной области. Из-за постоянного клацания по клавиатуре и мыши пальцы быстро устают, а в подушечках возможно появление парестезии – это расстройство чувствительности, при котором появляется онемение, покалывание, ползание мурашек.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Также компьютерные игры воздействуют на зрительный аппарат. Это проявляется ухудшением зрения. Это связано с тем, что мышцы глаз находятся в длительном сокращении, а для их нормальной работы необходимо и расслабление. Могут появиться слезотечение, двоение изображения и головная боль. К сожалению, улучшить зрение возможно только хирургическим путём, поэтому, чтобы не ходить всю жизнь в очках или линзах, рекомендуем к выполнению следующие упражнения. Их желательно выполнять после каждого часа усердной работы за компьютером. Это займёт всего 5 минут, но поможет сохранить зрительное здоровье.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Влияние видеоигр на психику

В одном из университетов США в Индианаполисе было проведено исследование на 44 подростках по поводу реакций в головном мозге, вызываемых компьютерными играми. В статье с опубликованными данными можно выделить то, что людям, которые играют в видеоигры с присутствием насилия, больше свойственны проблемы с концентрацией внимания и самообладанием. Они становятся менее восприимчивы к жестокости в реальности и на простые жизненные ситуации реагируют более агрессивно. И это проявляется всего лишь после 30 минут непрерывной игры. Для детей такое воздействие более опасно, так как их нервная система является ещё недоразвитой.

Интересно, что совместная игра с кем-либо уменьшает уровень агрессии. Регулярно проводящие в кооперативе игроки-союзники лучше справляются с совместными задачами в реальной жизни, а соперники делают это ещё быстрее. Это доказала группа студентов из университета штата Огайо в своём исследовании.

Однако существуют статьи и с другими результатами, которые утверждают, что взаимосвязи между играми с насилием и повышенной жестокостью нет. Поэтому тема остаётся дискуссионной и в настоящее время.

Можно ли умереть от переигрывания?

Видеоигры могут провоцировать приступы эпилепсии, а также вызывать изменение сердечного ритма у предрасположенных к этому людей. Но чаще всего смерть геймеров наступает из-за истощения, так как игроки забывают о приёмах пищи, физической активности, а самое главное – сне. А наш мозг нуждается в постоянном поступлении питательных веществ, процессах обмена и выведении отработавших продуктов. И вот несколько примеров в подтверждение этому:

  • В 2005 мужчина корейской национальности в возрасте 28 лет скончался после того, как непрерывно играл 50 часов в Starcraft.
  • В 2012 году 18-летний юноша из Тайвани умер после 40-часовой игры в Diablo 3.
  • В 2017 в США геймер скончался после 22 часов игры в World of Tanks на благотворительном марафоне.

Польза компьютерных игр

Видеоигры бывают разными, в том числе общеобразовательными и развивающими, что немаловажно для детей. Они способствуют развитию логики, координации движений, моторики, вниманию, усидчивости, а некоторые и вовсе помогают сформировать навыки коммуникации. Также игры влияют на процессы адаптации к новым условиям. Преодолевание препятствий развивает целеустремлённость и упорство.

Компьютерные игры могут улучшать цветовое зрение. Исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience доказали, что у любителей динамичных видеоигр увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого на 43%. Также видеоигры повышают нейронную пластичность, которая является обязательным механизмом в процессе обучения, формировании памяти и когнитивных навыков, необходимых для нормального функционирования нервной системы.

Увлеченность детей компьютерными играми вызывает обеспокоенность у многих родителей, которые полагают, что такие развлечения негативно отражаются на развитии их чад. В действительности у видеоигр есть не только недостатки, но и достоинства. Поэтому необходимо учитывать обе стороны данной медали.

Отрицательные аспекты такого времяпрепровождения обычно проявляются при чрезмерно долгой погруженности ребенка в игровой процесс. Кроме того, неблагоприятное влияние на детскую психику оказывает и неграмотный подбор тематики игр. Для предотвращения таких негативных эффектов родителям следует самостоятельно выбирать видеоигры для своего чада и контролировать время, в течение которого ребенок развлекается таким способом. Для малышей, лишь начинающих осваивать киберпространство, максимальная продолжительность виртуальных игр ограничивается десятью минутами. По мере роста ребенка ее нужно плавно увеличивать на несколько минут в месяц. Но даже старшекласснику нельзя разрешать проводить за компьютерными играми дольше двух часов. Невыполнение этих простых правил чревато нанесением непоправимого вреда физическому и психическому здоровью ребенка.

Что касается пользы, которую приносят детям компьютерные игры, то она подтверждается множеством научных исследований. Ученые обнаружили, что после экшен-игр дети гораздо быстрее читают и лучше усваивают прочитанное. Объяснение данного феномена состоит в том, что в игровом процессе ребенок концентрирует внимание, и выработка таких навыков позитивно отражается на навыках чтения. В результате ряда экспериментов было установлено, что регулярно играющие в компьютерные игры дети способны одновременно следить за действиями четырех объектов, тогда как для среднестатистического человека их количество ограничено тремя. Флеш игра способствует довольно быстрому осуществлению визуальной обработки информации.

Существуют компьютерные игры, специально созданные для развития определенных навыков и способностей у ребенка. В одних из них малышу предлагается раскрасить интересную картинку. Если он допускает ошибку при выборе нужного оттенка, то она легко исправляется. В других ребенку нужно повторять проигрываемые мелодии. Это оказывает позитивное влияние на музыкальные способности малыша и стимулирует его к сочинению собственных композиций. В третьих играх детям предлагается повторять увиденный и услышанный материал в целях развития памяти. Любая из описанных игр ставит перед малышом определенную задачу, решение которой помогает ему развиваться.

Сегодня практически в каждой семье есть компьютер, и ребенок с младенчества наблюдает за мамой, которая проводит в нем свое свободное время. В два года малыш неумело нажимает на все подряд кнопки, а к трем годам уже понимает, что компьютер может быть порой интереснее книг. Родители, которые видят заинтересованность малыша в компьютере, начинают постепенно приобретать развивающие игры для компьютера, чтобы малыш в игровой форме познавал мир. Однако, необходимо понимать, что развивающие компьютерные игры могут приносить как пользу для ребенка, так и вред.

Польза развивающих компьютерных игр

Следует отметить, что все развивающие игры нацелены на определенные возрастные группы детей. Малыш, достигший трехлетнего возраста, благодаря развивающим играм, может научиться различать цвета и формы фигур, узнавать животных. Более того, у него будет развиваться мелкая моторика и концентрация внимания, поскольку ему постоянно придется работать с «мышкой», клавиатурой, одновременно отслеживая происходящее на экране.

Для детей возраста 5 – 6 лет такие игры станут важным элементом дошкольного развития. Во многих играх ребята учатся считать, читать, логически мыслить, ориентироваться в пространстве.
Школьники младших классов, благодаря развивающим компьютерным играм, могут закреплять знания, полученные в школе. Более того, очень важным для школьника является развитие памяти, которое также можно улучшить, занимаясь дополнительно на компьютере в игровой форме.

Дети возраста 10 лет, играя на компьютере, развивают мыслительную деятельность и интеллект, в том числе, развитие памяти и умение решать сложные задачи в несколько этапов.

Развивающие игры на компьютере приносят несомненную пользу, как для самых маленьких, так и для детей более старшего возраста. Следует только помнить, что родителям необходимо следить за выполнением различных заданий, а также за временем, проведенным ребенком за компьютером, которое не должно превышать двадцати минут в день.

Вред развивающих компьютерных игр

Конечно, не все так просто и безобидно, как хотелось бы родителям и ребенку. Существует реальная опасность при занятиях на компьютере.

К очевидному вреду для ребенка относится существенная нагрузка на зрение. Даже взрослый человек, работая за компьютером, в результате начинает жаловаться на головную боль, однако не стоит развитие близорукости у ребенка относить к последствиям его занятий на компьютере. Такое заболевание является, как правило, либо наследственным, либо результатом чтения книг в темноте. Во избежания нагрузки на зрение ребенка, необходимо, во-первых, ограничить время его пребывания за компьютером, а во-вторых, приобрести для него современный монитор с хорошей разрешающей способностью.

Развивающие компьютерные игры вполне могут нанести психологическую травму ребенку, поскольку, он настолько способен втянуться в процесс игры, что разрешенных 20 или 40 минут ему будет явно недостаточно, а все попытки родителей оторвать ребенка от компьютера могут привести к истерикам со стороны их чада.

Очень серьезным является электростатическое поле высокой напряженности – излучение, действующее на расстоянии около полуметра от экрана. Воздействует оно на кожу и глаза, сидящего за компьютером. Современные мониторы оснащены специальным фильтром, который уменьшает напряженность излучения. Отличным средством для снижения негативного воздействия электростатического поля является влажная уборка помещения, где находится компьютер, за которым работает ребенок.

Особое внимание следует уделить проблеме, связанной с неудобной позой, в которой пребывает ребенок долгое время. Ему одновременно приходится смотреть на экран, работать «мышкой» и клавиатурой. В результате пребывания определенное количество времени в таком неудобном положении, появляются боли в спины, шеи, болят суставы кистей рук. Последствиями могут стать различные заболевания опорно-двигательной системы. Во избежание таких опасных моментов позаботьтесь о рабочей мебели для ребенка. Правильно следует подобрать детский стул с регулируемой высотой и без подлокотников, а также стол со специальной выдвижной доской под клавиатуру.

Даже, если вы все сделали правильно, чтобы избежать максимального вреда при работе ребенка с компьютером, следует помнить, что развивающие игры – это лишь малая часть развития вашего ребенка. Важными для его правильного познания окружающего мира остаются книги, настольные игры, различные конструкторы, кружки дополнительного образования.

Видеоигры регулярно клеймят как причину ухудшения зрения, испорченной осанки, излишней агрессии и замкнутости — и даже возлагают на них ответственность за случаи массшутинга. Сами геймеры уверены, что игры делают их жизнь ярче и помогают справиться с не всегда радужной реальностью.

Сейчас видеоигры как никогда популярны. Для них покупают приставки, устанавливают на компьютеры и планшеты, они у каждого в круглосуточном доступе — достаточно достать смартфон из кармана. Поэтому ученые уделяют много внимания изучению последствий и эффектов виртуальной игровой деятельности.

Игры улучшают мелкую моторику и зрительное внимание

«Я играю не для себя. Я играю для вас», — говорит человек в зеленом костюме хирурга и хрустит чипсами, которые подает ему медицинский робот. Это рекламный ролик, герой которого, как нетрудно догадаться, — врач, увлекающийся играми. В 2007 году такие медики стали героями исследования, авторы которого — американские ученые — решили выяснить, как видеоигры влияют на работу практикующих хирургов.

Понаблюдав некоторое время за 33 сотрудниками хирургического отделения клиники Beth Israel в Нью-Йорке, исследователи установили, что хирурги-геймеры допускают на 32% меньше ошибок, чем их коллеги, которые не играют в видеоигры.

В эксперименте участвовали 12 хирургов старшего возраста с почти 13-летним стажем и 21 молодой врач со средним опытом работы от трех лет. Для оценки их профессиональных способностей был устроен полуторадневный эксперимент, в ходе которого медики проводили операции по лапароскопии — не по-настоящему, а как на учебе. Критериев было два — скорость работы и количество допущенных ошибок (недочетов).

Вторая часть эксперимента была посвящена играм: хирургам предлагали испытать свои геймерские навыки в течение трех 25-минутных игровых сессий. При этом 42% из них вообще никогда не играли в видеоигры, а 30% — наоборот, играли почти ежедневно.

Сопоставив результаты двух частей своего исследования, ученые поняли, что среди собранных ими подопытных медиков самые крутые геймеры и самые искусные хирурги — это одни и те же люди.

Собственно говоря, эти выводы не стали сенсацией: более ранние исследования показали, что видеоигры улучшают мелкую моторику, координацию глаз и рук, зрительное внимание, восприятие глубины, а также уровень навыков компьютерного пользователя.

Игры расслабляют и снимают стресс

В процессе игры человек сосредоточен на достижении цели — он ориентирован на успех и вознаграждение, а его мозг усиленно вырабатывает гормон дофамин, который вызывает массу приятных ощущений (их можно вкратце и схематично описать как удовольствие и приятного возбуждения в предвкушении успеха).

У дофамина имеются и другие эффекты — вроде как побочные, но не менее полезные, чем основные. Например, под его влиянием человеку легче переключаться между задачами и менять виды деятельности.

Еще один бонус этого чудо-гормона — прокачивание скиллов по учению на собственных ошибках: при каждом провале уровень дофамина резко падает, и мозг так отчаянно хочет его восстановить, что записывает эту ситуацию себе в «прошивку» и при ее повторении дает команды, позволяющие избежать нового провала.

Радость, здоровый азарт и душевный подъем, которые геймеры испытывают во время игры, — тоже сугубо положительные переживания. Они особенно важны для тех, кто склонен к депрессии или уже ею страдает, а в ковидные времена стали еще более актуальным способом «выйти в плюс» по эмоциям.

Игры помогают взаимодействовать с другими людьми

Существует стереотипное представление о геймерах как о затворниках, которые сутками приклеены к своим креслам, страдают кучей комплексов, зажаты и замкнуты, неспособны налаживать контакты в реальном мире — то есть испытывают катастрофические проблемы с социализацией. На самом же деле, уверяют многие психологи, компьютерные игры помогают многим людям преодолеть социальные барьеры в общении с незнакомцами, пусть даже и виртуальном.

Массовые РПГ, в которые играют коллективно и онлайн, объединяют геймеров в команды, вынуждают сотрудничать ради общей победы, искать общий язык, выстраивать положительные коммуникации, взаимодействовать в коллективе (пусть опять же виртуальном). Проникнуться командным духом и работать на общее благо — это психологический опыт, который полезен людям всех возрастов, вне зависимости от того, насколько они интегрированы в социум.

Игры полезны для работы мозга

Специалисты из университетов Франции, США, Румынии, Германии, Турции, Нидерландов, Литвы и Болгарии провели совместное исследование, изучив влияние компьютерных игр на психическое состояние школьников. В выборку попали 3 тысячи детей в возрасте от 6 до 11 лет, каждый пятый из которых проводил за играми не менее пяти часов в неделю.

Расхожий тезис о том, что подростки «бегут» в игру от реальности и ее проблем, не нашел подтверждения: так, дети из неполных семей играли реже других — и вдобавок каждый раз старались проводить за компьютером или приставкой все меньше и меньше времени.

Но главный вывод исследования — в другом. Оказалось, что у 95% школьников из выборки мозговая активность под воздействием игр выросла более чем в полтора раза, а интерес к учебе и познанию мира увеличился вдвое. Эти позитивные перемены происходили вне зависимости от половой принадлежности, возраста, состава и достатка семьи, страны проживания и так далее.

Примерно к таким же выводам пришли ученые из Стэнфордского университета. Исследуя активность мозга геймеров во время игры, они установили, что игровой процесс стимулирует гиппокамп (то есть память и обучаемость) и зону, отвечающую за целеполагание и мотивацию.

Таким образом, наука однозначно положительно оценивает влияние видеоигр на восприятие, внимание, память и принятие решений, не говоря уже о других менее существенных бонусах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector