Почему ребенок не отходит от мамы

Здравствуйте! Моей дочки 5 лет. Растет в полной семье. Но занимаюсь ребенком только я (мама), папа много работает, его дочка видит мало, а бабушки и дедушки живут далеко, но иногда тоже бывают в гостях. В сад отдала дочку в 2 года, ходить в сад начинали со слезами и за 3 года в саду мало что изменилось, говорит что хочет в сад, но при расставании плачет, цепляется за меня, не хочет идти в группу. В этом году начали ходить на гимнастику. Говорит что нравится, собирается сама, а как подходит время заходить в зал, так не хочет от меня отходить, начинает плакать. Спрашиваю почему плачет, отвечает что сама не знает. Девочка стеснительная, долго привыкает к незнакомым людям. Я бы сказала замкнутая в обществе. Хотя воспитатели детского сада говорят что она хорошо играет с другими детьми, а после моего ухода быстро успокаивается. Дома очень активная, общительная с теми кого хорошо знает. Помогите пожалуйста советом, устала каждый день от слез, плачет каждый раз так, как будто расстаемся на долго. Я никогда некуда не уезжала, то есть максимум мы расстаемся на то время что она в саду. У нас в городе нет детского психолога, поэтому очень надеюсь на Ваш совет. Заранее спасибо.

Ответы врачей

Подобные ситуации встречаются достаточно часто когда ребенок проведит большинство времени с мамой. Ребенок привык что именно Вы всегда находитесь рядом с ней.
Учитывая что изменить ситуацию в плане того, чтоб отец или бабушки находились какое- то время с девочкой, Вы не можете, Вам необходимо постояно объяснять дочери сложившуюся ситуацию. Объясняйте что если Вы ее даже оставляете в саду или на гимнастике, Вы о ней не забываете и тоже скучаете. Также расскажите ребенку что Вас расстаивают ее слезы, что переживаете за нее.
Такое поведение может быть связано и с общей мнительностью ребенка, сложным контактом с другими детьми. Расспаришивайте каждый день что происходит в саду. Возможно случаются ситуации, что ребенка обижают. Чем больше Вы будете с ней контактировать, тем больше вероятность что она расскажет подробности, а не просто «все хорошо».
Характер человека формируется с детства, поэтому также указывайте дочери на то, что нужно ставать более самостоятельной, излишние слезы и истерики не всегда меняют ситуацию.
И все же в воспитание ребенка должен по максимуму включаться и папа. Хоть даже и по телефону разговаривать с дочерью, разъяснить что «маме нужно на работу, а тебе в сад; мама устает; я верю в то что ты можешь вести себя по другому» и т. д. Авторитет отца для девочек очень важен.

    2018-11-28 21:32:14

Спасибо за ответ. Я с дочкой разговариваю очень часто, пытаюсь понять ее страхи, объясняю. Много занимаюсь с ней. Я думаю Вы правы что все потому что она постоянно только со мной. По возможности попробую «подключать» кого- то еще. Но отношение с мужем (отцом дочки) у меня не очень хорошие, у него не только нет возможности заниматься ребенком, но и нет желания к сожалению.
А я порой начинаю себя винить что я так «привязала» к себе дочь, ведь через 2 года ей уже идти в школу, будет так очень сложно (

Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к расставанию с ребенком? Разлука даётся тяжело или вы с лёгкостью оставляете ребенка с чужими людьми?

    2018-11-28 21:37:13

Мне тоже расставание с дочкой дается тяжело, всегда очень переживаю за нее. Мне кажется если бы она шла с радостью, например в группу в детском саду, то и я бы так не переживала. Хотя может это я просто пытаюсь оправдать себя.
Например на секции гимнастики я всегда жду дочку в коридоре, пока идут занятия. Хотя остальные родители идут по своим делам в это время. А я все переживаю, вдруг что случится, дочка выйдет из зала, а меня нет.
Я всегда принимаю все близко к сердцу и слезы дочки меня очень расстраивают. Не знаю что делать.

Чаще всего дети «зеркалят» эмоции мам. То есть, если мама с лёгкостью отпускает малыша, то ребенок легко остаётся без мамы.
Вероятнее всего, психолог нужен не ребенку, а именно вам. Нужно разобраться, почему вы не хотите отпускать от себя дочь. Возможно, это следствие неудавшихся отношений с мужем, а возможно — отражение каких- то ваших детских переживаний.
Попробуйте разобраться в себе. Найдите силы и отпустите девочку, уберите тревогу из глаз и дрожь из голоса, ребенок видит ваши переживания и сам начинает беспокоиться. Не стойте под дверью, а пройдитесь прогуляйтесь. Или на время занятий у дочери сами займитесь тренировками (довольно часто это возможно на территории одного центра).
Отпустить ребенка поначалу очень сложно, но, раз за разом всё проще. Вы не станете плохой мамой, если уйдете на время. Если что- то случится серьезное — у тренера есть ваш номер телефона. А если не серьезное — ребенок будет учиться самостоятельности. Приходите минут за 10 до окончания тренировки, но обязательно проговорите, что делать в случае, если мама задержится.
Иногда нужно побыть одной, без семьи, без детей. Не расстворяйтесь в ребенке, это в конечном итоге может плохо отразиться и на вас и на девочке.
Чаще всего гиперопека заканчивается словами мамы, что она жизнью пожертвовала ради ребенка, а ребенок этого не ценит. На что мама получает вполне резонный ответ, что это был ее собственный выбор и ребенок тут не причем. Это лучший вариант. В худшем — ребенок проникается виной и, вместо того, чтоб устраивать свою жизнь, «няньчится» с мамой. А по итогу — два глубоко несчастных человека.
Поэтому, учитесь отпускать от себя дочь, чем она будет старше — тем больше свободы ей нужно. А освободившееся время тратьте на себя. Поверьте, дочери будет интереснее и легче с мамой, которая открыта для развития, для личностного роста, а не с той тревожной мамой, которая подпирает стенку в коридоре.
Если самостоятельно справиться с тревогой не получится — необходима будет помощь психотерапевта.

Для матерей впервые оставить ребенка с няней или родственниками — не меньший стресс, чем для самого младенца. Как долго он будет плакать? А если не сможет успокоиться? И вдруг они без меня не справятся? Такое состояние называется сепарационной тревогой. Детский психолог Ксения Несютина рассказала нам, как научиться правильно прощаться — чтобы и мама была спокойна, и у ребенка не возникло проблем с привязанностью.

Что такое сепарационная тревога

Люди всех возрастов сталкиваются с тревогой при расставании, прощании, переездах, окончании определенных этапов жизни. Это и есть сепарационная тревога. Взрослые умеют справляться с любым расставанием, если они выработали соответствующий навык в детстве. Дети с тревогой во время расставаний эмоционально справляться не умеют. Когда они предчувствуют, что мама вот-вот уйдет, — начинают капризничать и плакать. Наиболее ярко это состояние проявляется у детей в возрасте примерно от полутора и до трех лет. Либо это случается, когда ребенок начинает спать отдельно: по ночам он довольно долго может прибегать в родительскую спальню, чтобы быть рядом с папой и мамой.

Но начинается сепарационная тревога все-таки с родителя, потому что, пока дети маленькие, взрослые также испытывают негативные эмоции при мысли о расставании. В итоге мама знает, что ей надо уйти, начинает переживать, и эти ощущения передаются ребенку.

Почему детям от полутора до трех лет тяжелее всего

Потому что именно в этом возрасте ребенок осознает, что они с мамой не единое целое. Мама — это отдельный человек, так же как и он сам. Понимает он это в том числе и благодаря изменениям своих желаний. Раньше он просто хотел есть и спать, а теперь он хочет новую игрушку или сходить на прогулку — и родители уже не всегда делают так, как хочется ребенку. Он слышит фразы вроде «Нет, дорогой, нам пора домой» или «Мы тебе вчера уже купили игрушку, давай в другой раз». Тут и начинается осознание себя как отдельной личности. Но вместе с этим состоянием могут появиться тревога и страх: «Раз мама — отдельный человек, она всегда может уйти или захотеть чего-то другого, не выполнить мое желание». Ребенок начинает понимать, что он не способен контролировать других людей, как ему казалось в более ранний период, когда потребности были минимальны и легко реализуемы.

В развитии ребенка есть этап — примерно с года до полутора лет, — когда он начинает увлекаться внешним миром

Он уже умеет ходить, брать самостоятельно некоторые вещи — и начинает исследовать все вокруг. Некоторые психологи даже называют этот период «роман с миром». Родители обычно в это время вздыхают с облегчением: «Ну слава богу, ребёнок подрос, теперь не сидит у меня на руках, наконец я могу отдохнуть спокойно и заняться своими делами». Мамам кажется, что самый сложный этап — до года, когда младенец постоянно на руках и постоянно чего-то просит — прошёл.

Почему ребенок не отходит от мамы

Однако через несколько месяцев ребёнок из исследователя превращается в человека, который вообще маму не отпускает. Маме начинает казаться, что что-то пошло не так: только недавно всё было хорошо, он ее отпускал, играл сам, а тут вдруг опять как маленький, как будто ему три месяца. Родители могут на это злиться, им может казаться, что они где-то ошиблись или что ребёнок «сломался». Но на самом деле это нормальный этап развития, его просто надо принять. Злость или другие негативные эмоции не помогут ребенку справиться с переживаниями, а только усложнят их.

В каком возрасте лучше начинать оставлять ребенка с другими взрослыми

Начиная с шести месяцев можно оставлять ребенка с другими взрослыми, не с мамой. Можно начать с получаса, чтобы к году увеличить это время до шести-семи часов. С этого возраста ребенок постепенно может оставаться с бабушкой, няней, папой — сначала на весь день, потом на сутки, и далее на несколько дней. Это не будет травматично. Если ребенок с раннего возраста будет постепенно привыкать к мысли, что он не всегда будет рядом с мамой, то впоследствии ему будет легче принимать расставание и проводить время самостоятельно.

Могут ли родители усилить сепарационную тревогу

Родительская непредсказуемость, хаотичность, отсутствие режима — все это может повлиять на состояние ребенка. Например, мама постоянно и внезапно куда-то пропадает и оставляет ребенка то с бабушкой, то с няней, то с подругой. Ребенку же важно иметь уверенность, ощущение постоянства и не бояться, что значимый взрослый может пропасть. Важно, чтобы ребенок знал, когда мама уходит на работу и возвращается с нее. Нерегулярные встречи усиливают тревогу.

Сепарационная тревога проходит сама? Ее нужно лечить?

Если родитель чуток к ребенку, признает его эмоции, помогает пережить свои переживания, спокойно ко всему относится, не злится, не отрицает — тревога проходит сама. В итоге человек постепенно учится отпускать что-то, впускать в свою жизнь новое. Расставаться грустно, но всем приходится через это проходить и двигаться дальше. Хорошо, когда это происходит без ущерба для психики.

Почему ребенок не отходит от мамы

К специалисту стоит обратиться, если начинаются проблемы со сном: например, ребенок не высыпается, потому что всю ночь бегает к родителям в спальню. В таком случае сомнолог может подсказать алгоритмы укладывания, которые уменьшают тревогу. Часто помощь в таких ситуациях нужна не только ребенку, но и родителю, потому что именно родитель по какой-то причине не может выступить как контейнер этой тревоги: у него не хватает эмоциональных сил. Особенно актуален психолог для родителей детей-дошкольников: им важно находить силы перерабатывать свои страхи и тревогу и помогать с этим ребенку.

Дети, которые так и не смогли привыкнуть к эмоциям, связанным с прощанием, могут и в будущем испытывать трудности с расставаниями: с местами, занятиями, людьми. Есть люди, которые буквально ничего не могут довести до конца. Если изучить ситуацию, часто оказывается, что для них просто слишком страшен момент завершения. Таким людям очень тяжело заканчивать и начинать отношения, обучение. Все это происходит, потому что опыт расставания с родителем был пережит не очень грамотно. Родители не помогли свыкнуться с ощущением «когда кто-то приходит и уходит — это нормально».

А если ребенку тяжело расставаться с вещами

Это тоже вид сепарационной тревоги. Для ребенка игрушки — это в некотором смысле эмоциональный кусочек его самого, поэтому, когда этот кусочек пропадает, детям становится неприятно. Любая сепарация поначалу тяжело воспринимается, будь то переезд или потерянная вещь. Именно поэтому дети в отпуске часто ведут себя не очень хорошо. Им пришлось временно пережить расставание с чем-то, к чему они привыкли.

Девочка 6 лет,не отпускает от себя маму ни на шаг. SOS!

Уважаемый доктор! Ситуация у нас аховая..уже боюсь за ребенка. До лета моя дочь всегда спокойно меня от себя отпускала,вообще без вопросов ! Я могла дойти до ближайшего магазина,садика и т.д.,а она при этом оставалась одна дома до 40 минут,занималась своими делами,я даже ей не звонила. Про то,что остаться с родным папой,бабушкой и кем-то из наших друзей,даже говорить не буду. Абсолютно нормальный адекватный ребенок. Поехали в Болгарию в июне этого года вчетвером:мы с подругой и две наши дочки (сразу скажу,что дружим давно и девчонки знакомы с горшка). Жили вместе,дружно. Уже в начале отдыха дочь стала как-то волноваться,если я уходила элементарно мусор вынести,а ее оставлять с подругой и ее дочкой. На пляже тоже в воду без нее никак. Дальше больше. В итоге: даже когда я ухожу в магазин на 15 минут и ребенок остается с папой,она ему мозг выносит вопросами :а мама скоро придет? а мама же недалеко пошла? Или: гуляем в парке с бабушкой и папой. С бабушкой никуда не уходит ,я должна быть в поле видимости. постоянно оборачивается. Если я теперь пытаюсь оставить ее одну и дойти до почтового даже ящика (вниз) истерит,хватает меня за руки и одежду,рыдает,умоляет чтобы я не уходила. Это кошмар какой-то. Уже почти три месяца так дело обстоит. Я на днях в садик,на тренировки. Боюсь,что утром в садике она не сможет остаться и устроит истерику,как 3-4-х летний ребенок.

Что делать? Я в шоке прибываю и прострации.

Сразу оговорюсь: в ее жизни не было ни одной ситуации,в которой она бы потерялась,испугалась и т.п. В семье один ребенок,но вседозволенности нет.Разговоров типа "будешь плохо себя вести-отдам в детдом" или "ты плохо себя ведешь-больше тебя не люблю" в нашей семье нет и не было.

Пока планирую подойти к психологу в дет.саду.

Заранее благодарна за любую помощь.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения на форуме
  • Личное сообщение

Скажите, а как сам ребенок говорит, что именно ее беспокоит и волнует, когда вы может уйти? как дела обстоят со сном: спит отдельно? в туалет одна ходит? Как действуете и что говорите вы, когда она истерит или не отпускает вас? Во сколько пошла в сад и как? Это единственное, что беспокоит вас в поведении ребенка?

  • Просмотр профиля
  • Сообщения на форуме
  • Личное сообщение

Спасибо за отклик!
Спит хорошо,спокойно,не просыпаясь,в отдельной комнате. Раньше закрывала дверь сама,теперь держит чуть приоткрытой.
В садик ходит с 3-х лет с перерывом в один год. Последние два года (почти два) ходит в одну и ту же группу,коллектив сложившийся. Ведет себя в саду хорошо,воспитатели и дети ее любят. Характер конечно показывает,но истерик не устраивает.
В туалет давно ходит одна даже по ночам,хотя очень редко просыпается.
Когда спрашиваю,что ее беспокоит,отвечает,что боится. а чего боится не знает Иногда говорит,что боится,что я куда-то денусь (это ее слова).
За последние дни было несколько ситуаций..к примеру рано утром 30-ого августа я поехала в Финляндию до позднего вечера (специально,чтобы она весь день только с папой,без меня,провела). Так она еще на кануне вечером начала плакать и спрашивать далеко ли,надолго ли. И самое ужасное,что она в начале пятого утра проснулась,услышав,что я собираюсь (чего раньше вообще никогда не было,я далеко не первый раз за ее жизнь,уезжаю в Финляндию). Пока я собиралась,она не спала ,но и не плакала. Как только я двери начала выходные открывать,вскочила с рыданиями и криками "мама не уезжай". Муж проснулся,уложил ее к себе и она через две минуты уже спокойно спала.Я просто ушла сразу,как только она зарыдала. Весь день ребенок абсолютно спокойно провел с папой,хотя и вспоминала меня несколько раз.
1-ого пошли в сад. Утром в группу пошла спокойно,день прошел нормально.Но она четко понимала во сколько я приду за ней и к тому времени начала спрашивать воспитателя не звонила ли я.
Сегодня утром начала плакать и ныть в садике уже ,перед тем,как зайти к детям в группу. Снова "боюсь". Чего "боюсь" не знает.
Вечером пришла за ней,чтобы отвести на гимнастику.Вышла ко мне и сразу рыдать! "Я боюсь идти на гимнастику,потому что меня выгонят". Это она потому,что группа уже сильнее и тренер сказала весной,что если она будет плакать,то ее обратно в более слабую группу вернут или вообще другой спорт надо будет искать. (Редактирую: Забрала через три часа ребенка-счастливая выбежала! Завтра,говорит,снова на тренировку пойдем!)
У дочки вообще психика очень подвижная. Она очень переживает за все и вечно плачет по поводу и без повода. Но успокаивается быстро,т.е. умеет быстро переключаться. Но плакала раньше в основном только из-за каких-то мелочей. не получилось шнурок завязать,пролила воду,плохо рисунок получился и т.п. А теперь вот еще и это все.

На счет моей реакции. Уже как только не реагировала. И уговоры,и обещания,и объяснения,и обижалась,и ругалась. Несколько раз,честно признаюсь,даже кричала,что мне все это надоело и так невозможно,что я устала ((( Понимаю,что это неправильно,но срывалась.Беспокоит то,что я понять не могу причину,чтобы исправить последствия. И кричала я те несколько раз,скорее от бессилия.

Ах да. еще кое-что. но это было и раньше. Дочка,кога волнуется,переживает,начинает бегать в туалет. Сейчас это уже не так актуально,но периодически,когда она уже не знает чем меня удержать или не может что-то объяснить,говорит "я писать хочу" ,к примеру..как бы убегает от проблемы на время,таким вот странным образом.

Мы дочку любим,она единственная и поздняя. Тактильного общения у нас вдоволь и постоянно говорим друг другу всякие нежности,но я довольно строгая мама (может через чур. )Ответственность конечно вся на мне за ее любое психическое состояние и мне хочется ей помочь,да и себе заодно.

Трудно найти двух совершенно одинаковых малышей. Бывают очень независимые и самостоятельные дети, которые способны сами себя занять, просто посмотреть мультфильмы, пока мама чем-то занята. А еще встречаются так называемые мамины «хвостики», бегающие за матерью по пятам, не отпускающие ее ни на шаг.

Почему ребенок не отходит от мамы

Конечно, любой женщине приятно чувствовать себя самым главным человеком для своего ненаглядного сына или дочки. Но что делать, если кроха чрезмерно зависим от вас, постоянно требует вашего внимания, не дает спокойно заняться домашними хлопотами?

Сегодня мы поговорим о широко распространенной проблеме, когда в семье подрастает маленький «хвостик», всюду следующий за мамой.

Мама и ребенок: особенности взаимоотношений в раннем детстве

У младенца в первые месяцы жизни начинает формироваться принятие или непринятие других людей, иначе говоря – базовое доверие к окружающей действительности . Этот возрастной период чрезвычайно важен для дальнейшего развития малыша.

Если родители (особенно мама) относятся к нему с вниманием, заботятся и любят его, то кроха положительно относится к миру.

У деток до трех лет часто встречается боязнь незнакомцев, страхи перед новой обстановкой и отдалением от матери. Именно такие опасения заставляют малыша ходить за родительницей по пятам и следить за каждым ее движением.

В это же время появляется упрямство, желание самостоятельност и, восприятие себя как отдельного человека. Однако неблагоприятные условия воспитания, особенности темперамента приводят к тому, что малыш и мать становятся практически единым организмом.

Почему ребенок не отпускает от себя маму?

Кажется, пора привыкнуть, что мамочка после короткой разлуки всегда возвращается обратно. Однако кроха каждый раз начинает реветь и впадать в истерику.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо установить возможные причины его поступков.

  1. Обычно прячутся за мамину юбку и осторожничают в общении маленькие меланхолики. Им спокойнее и привычнее, когда мать рядом. Если окружающие люди к тому же незнакомы, то ребенок вообще старается не отходить ни на шаг. Такое происходит, если в младенчестве у меланхолика не развилось базовое доверие к миру.
  2. Еще одна причина – дети все свое время проводят с мамой. Она является единственным воспитателем, так как другие помощники (папа, бабушка) не могут в силу занятости сидеть с крохой. Неудивительно, что лишь рядом с матерью он ощущает себя в безопасности, а когда она пропадает, начинает беспокоиться.
  3. Страх одиночества появляется, если родители применяют «запрещенный» прием – угрожают расшалившемуся малышу: «Будешь еще кусаться – я тебя здесь оставлю». Регулярно слыша подобную фразу, ребенок начинает воспринимать уход матери как желание от него избавиться.
  4. Еще одним источником повышенной тревожности является недостаточное желание самой женщины отделиться от своего чада. Вспомните, как часто в детском саду при расставании плачут оба – и мама, и малыш. Благодаря крепкой эмоциональной связи он ощущает мамину тревогу и сам начинает беспокоиться.
  5. Нежелание отпускать часто связано с недостатком родительского внимания. Кажется, мать всегда близко, но не вместе с ребенком: разговаривает с подружкой по телефону, общается на форуме или занимается разными домашними делами. А когда хочет ненадолго отойти, кроха напоминает о себе криками и слезами.
  6. В раннем возрасте плач не всегда вызван желанием побыть с мамочкой или обычными капризами. Просто дети и в девять месяцев, и даже в два годика могут выражать свои переживания и неудобства исключительно ревом. Необходимо приглядеться, возможно, карапуз захворал, у него приболел живот или режутся зубки.

Что делать, если ребенок не отпускает маму?

Представьте, какие сложности ожидают ребенка-хвостика при адаптации в детском саду или школе.

Специалисты советуют изменять эту ситуацию последовательно и, самое главное, постепенно.

Излишне решительные перемены могут испугать малыша, что чревато возникновением еще большей тревожности и замкнутости. Что же делать уставшей маме?

  1. Начните изменения с внутрисемейных отношений – привлекайте к общению с ребенком ближайших родственников, в первую очередь, отца. Организуйте совместный отдых, попросите папу поиграть с малышом в подвижные игры. Может быть, именно ваш супруг станет лучшим рассказчиком сказок на сон грядущий.
  2. Затем привлекайте к общению с маленьким «хвостиком» других близких людей и друзей. Сначала они могут поиграть с крохой в вашем присутствии. Когда он начнет ощущать себя комфортно в обществе родных и знакомых, перестанет за вас прятаться и сидеть на коленях, переходите к следующему шагу – походу по магазинам.
  3. Объясните своему чаду, что пока он так весело играет с папой или бабушкой, вам нужно на несколько минут отойти в магазин. Прибегните к небольшой хитрости – расскажите, что дома закончилось любимое детское печенье, а после игры всем захочется попить чай. Говорите утвердительно, не спрашивая разрешения у ребенка отлучиться ненадолго. Понемногу увеличивайте продолжительност ь похода за покупками.
  4. Ни в коем случае не сбегайте тайком из дома, даже если необходимо отлучиться всего на пару минут. Чувствительный малыш придет в ужас, когда обнаружит пропажу любимой мамочки. Будьте уверены, что в следующий раз он вас так просто не отпустит.
  5. Полностью исключите из описания своего чада такие слова, как «застенчивый», «необщительный», «замкнутый», «веревочка», «плакса» и т.д. Ребенок является тем, кем его называют и считают родители. Напротив, почаще говорите, что он открытый, общительный и веселый малыш.
  6. Ну и, наконец, увеличивайте расстояние, на котором находитесь вы и ваш «хвостик» – постепенно приучайте его оставаться одному в комнате, пока вы заняты на кухне. Главное условие – кроха должен быть уверен, что вы в любой момент придете ему на помощь, если он не справится с чем-то. Когда он привыкнет, применяйте это правило на прогулке и детской площадке.

Если же он категорически не желает расставаться с вами на пороге группы, старайтесь уделять ему больше времени: говорите по пути в сад, отвлекайте веселой историей.

Еще можно разработать собственный ритуал прощания. Например, почесаться носиками или два раза подпрыгнуть и сказать «пока-пока» друг другу.

И напоследок, мама тоже должна над собой работать. Научитесь доверять своего любимого малыша близким родственникам, найдите себе интересное занятие на время разлуки с ним.

Если вы будете в себе уверены, то такая же уверенность появится и у ребенка. В этом случае ваше чадо обязательно вырастет самостоятельным!

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Здраствуйте. Ребенку 2,5 года и примерно месяц назад она перестала отпусткать маму хоть куда либо(ни в магазин, ни в душ, никуда). Как только видит, что я одеваюсь или слышит фразу «я пошла или я ухожу в. » начинает сразу плакать и до истерики, и остановить ее сложно. Раньше 2-3 раза в неделю я отвозила ее к бабушке на целый день или просила посидеть родную тетю (чтобы ходить на фитнес), дочь оставалась без проблем: поцеловала, ручкой помахала и я уходила. Засыпала с бабушкой, правда всегда меня перед сном вспоминала и немного капризничала, потому как я укладываю ее дома, муж в этом процессе не учавствует. Ходим на занятия развивающие 2 раза в неделю по часу, до двух лет не оставалась сама на занятиях, боялась незнакомого человека. Сначала я с ней сидела, потом выходила в другую комнату, так и приучила в 2,3 года к тому, чтобы приводить, а потом забирать. Но теперь все это закончилось, в один прекрасный день отвела ее к бабушке, но дочь наотрез отказалась остаться, начала плакать и шопотом просить не уходить, я тогда пожалела ее и не ушла (поехали домой обратно). Я ее воспитываю достаточно строго, но в семье ссор особых нет, поэтому поводов для нервозности ребенка не вижу. Перед тем как все случилось (за день до этого) дочь посмотрела мультик «зайчишка заблудился», смысл такой, что зайка заблудился, сидит на пеньке и плачет, зовет маму, потом мама его нашла и все закончилось хорошо. Первый раз дочь его посмотрела не со мной и реакции никакой не было, но потом когда она смотрела его со мной, она начала рыдать вместе с зайчиком и обнимать меня, я сразу выключила. Я связываю ее поведение с этим мультиком, хотя могу и ошибаться. Но основная проблема как это устранить. Я не понимаю какое должно быть мое поведение, чтобы не навредить психике ребенка. То ли это каприз и манипуляция мной, тогда как быть (просто разворачиваться и уходить, чтобы переплакала и успокоилась, в надежде что привыкнет)? Или это страх, который может перерасти в что то большее? Тогда как быть?Не оставлять ее ни с кем, так скоро садик. а что там будет, боюсь себе представить.

1. можно ли такое поведение связать с просмотренным мультиком?

2. как правильно смоделировать родительское поведение, чтобы дочь опять начала оставаться с родными ей людьми и не боялась меня отпускать.

Спрашивает: Полуэктова Виктория Владимировна

Ответ

Здравствуйте, Виктория Владимировна!

Обычно если поведение ребенка меняется резко, значит это с чем-то да связано, особенно если речь идет о страхах. Возможно дело в мультфильме, попробуйте посмотреть его ещё раз вместе, проговорите всё происходящее, акцентируя внимание на том, что мама нашлась и всё в порядке.

Проиграйте разные истории, когда мама уходит куда-то, куда, почему, и да — снова пытайтесь оставлять дочь с родственниками, как и раньше. Сначала ненадолго и не сразу, то есть, придя, сначала побудьте вместе, сообщите, что вам нужно отойти (для начала придумайте, что в магазин и спросите, что ей там купить, например), посмотрите на реакцию дочери. Уйдите ненадолго, принесите то, что она попросила. Расспросите, как она провела время без вас и т. п. Да, пробовать оставлять, безусловно, надо, но разворачиваться и уходить не стоит, это довольно жестко в принципе, а тем более по отношению к ребенку, который стал бояться отпускать маму от себя. Пробуйте мягко, постепенно, и всё вернётся в прежнее русло.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Вздутие живота у новорожденного ребенка может стать настоящей проблемой для всей семьи — это причина беспокойства и плача малыша, стресса и недосыпа для родителей. Отчего возникает метеоризм у новорожденных, чем помочь им и как избежать этой неприятности в будущем?

Причины метеоризма у детей

Метеоризм кишечника у детей происходит из-за скопления газов, отхождение которых затрудняется, сопровождаясь урчанием, болями. Почему возникает вздутие живота? Газы у новорожденного являются частыми спутниками сложнейших процессов адаптации организма к жизни вне утробы матери.

Метеоризм у грудного ребенка возникает, когда его кишечник полон пенистыми массами. Эта субстанция распирает кишечник изнутри, застилает его стенки и заполняет просвет кишечника, препятствуя всасыванию пищи и нарушая пищеварительный процесс. Все это вызывает боли и дискомфорт в животе, который твердеет и вздувается. При этом малыш становится беспокойным, начинает резко дергать ножками, пытаясь прижать их к себе. Вздутие живота у новорожденных может появиться на первом месяце жизни и продолжать мучать их до трех-четырех месяцев. Причины могут быть различными.

Не соответствующая возрасту и зрелости желудочно-кишечного тракта ребенка пища может стать причиной метеоризма — изменение молочной смеси, перекорм, преждевременное введение прикорма, несбалансированное питание;

Однако часто причины вздутия живота у новорожденных кроются не в пище, которую они употребляют, а в том, что газы попадают в кишечник из-за криков, плача, неправильного кормления, при котором вместе с молоком или смесью заглатывается воздух.

Еще одной важной причиной вздутия живота является перевозбуждение ребенка, беспокойное поведение, его нестабильное эмоциональное состояние по каким-либо причинам.

Стоит иметь в виду, что для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, очень важно то, чем питается его мама, так как употребление некоторых продуктов может вызвать метеоризм у ребенка 1 года, не говоря о новорожденных. Такие продукты, как свежие фрукты, соки, бобовые (горох, фасоль), белая капуста, грецкие орехи, сгущенное молоко, черный хлеб, квас, сдобная выпечка часто вызывают метеоризм у детей.

Замечено, что недоношенные дети страдают метеоризмом чаще, что обусловлено незрелостью их пищеварительной системы, которая еще не закончила формироваться: желудок новорожденного расположен чуть выше и более горизонтально, чем у взрослых, мускулатура стенок желудка и кишечника развита слабее, что затрудняет продвижение пищи.

Метеоризм у новорожденного может возникать также из-за лактазной недостаточности, дисбактериоза, аллергии на белки коровьего молока.

Метеоризм: симптомы у детей

Проявляется метеоризм у месячного ребенка в виде отрыжек, отхождения газов, громкого плача из-за болей. Как правило, ребенок начинает резко плакать и подтягивать ножки к груди буквально через несколько минут после кормления. Чаще всего эти приступы случаются ближе к вечеру, бывает даже, что в одно то же время. Живот у ребенка вздувается, внешне кажется более круглым, а на ощупь — твердым.

Лечение метеоризма у детей

Чтобы облегчить вздутие живота у новорожденных, лечение проводят различными методами.

Существует ряд медицинских препаратов на основе отваров трав (тмин, фенхель, укроп, кориандр), призванных способствовать избавлению от газов тем или иным способом, а также ветрогонные средства, спазмолитики для снятия спазма кишечника, лекарства, активизирующие моторику кишечника, препараты против дисбактериоза с содержанием лакто- и бифидобактерий.Для того чтобы определиться с медикаментозным лечением, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Чтобы как-то облегчить метеоризм лечение у новорожденных, можно также попробовать воспользоваться народными способами:

согреть животик ребенка: приложив горячую руку к голому животу, или положив ребенка себе на живот, или накрыв его животик теплой пеленкой или грелкой;

сделать массаж живота круговыми поглаживаниями вокруг пупка, слегка надавливая;

сделать гимнастику — согнутые в коленях ноги ребенка прижимаются поочередно к его животу и снова выпрямляются;

устроить ребенку теплую ванну с отваром ромашки и череды;

попробовать тугое пеленание области живота.

Также можно применить ректальный катетер, представляющий собой тонкую газоотводную трубочку. Он аккуратно вставляется в предварительно смазанный кремом задний проход ребенка на 1–2 см.

Существуют также общие рекомендации, которые будут способствовать более легкому отхождению газов у новорожденных.

Желательно перед каждым кормлением выкладывать ребенка на 5 минут на живот. Это можно делать и в любое другое время в течение дня — так массируется живот, тренируются мышцы пресса.

Поглаживания живота по часовой стрелке также должны стать регулярным ритуалом.

После каждого кормления держите ребенка «столбиком», в вертикальном положении, по 10–15 минут, до тех пор, пока он не отрыгнет воздух, а пища не достигнет желудка.

В повседневной жизни откажитесь от тугого пеленания, чтобы дать возможность ребенку свободно двигать ножками.

Прикладывайте ребенка к груди правильно, чтобы воздух не попадал внутрь вместе с едой. При кормлении грудью следите за рационом.Общее правило гласит, что те продукты, на которые появляется вздутие живота и мягкий стул у мамы, провоцируют метеоризм у ребенка.

При искусственном вскармливании постарайтесь сразу же подобрать смесь с содержанием пребиотиков, чтобы не травмировать незрелый ЖКТ ребенка частой сменой смесей.

Газы у новорожденных бывают часто. Они вызваны анаэробным брожением, которые создают кишечные бактерии. Продуктами этого процесса выступают такие газы, как водород, метан и диоксид углерода. Газы наблюдаются у тех детей, которых кормят грудным молоком. Однако причина появления газов не зависит от типа еды, которую принимает мать. Частая причина газообразования у новорожденного — недостаточное развитие пищеварительного тракта ребенка.

Симптомы газов у новорожденного

Скопление газов у новорожденного вызывает симптом твердого и вздутого живота. Кроме того, симптом потери газа у новорожденного также включает боль в животе, частую отрыжку и выливание содержимого пищи. Эти симптомы часто сопровождаются характерным перетеканием пищи в брюшную полость, а иногда и диареей. Однако появление газа у новорожденного не всегда вызывает у родителей панику, поскольку их наличие обусловлено рядом других факторов, например, есть ли у них неприятный запах. Если так, то это признак нарушения пищеварения. Однако в противном случае это может быть признаком улучшения состояния кишечника.

Причины газов у новорожденного

Частая причина газообразования у новорожденного ребенка — кишечные колики. Но бывают и другие признаки, и они не обязательно связаны со сбоями в работе пищеварительного тракта ребенка.

Одной из причин появления газов у новорожденного ребенка — неправильная техника кормления грудью. Это связано с частыми перерывами в кормлении, из-за которых ребенок проглатывает слишком много газов. Другой причиной выступает гиперлактация, или галакторея. В результате ребенок пьет слишком много грудного молока, которое содержит большую дозу лактозы и потребляет слишком мало конечного молока. То есть ребенок потребляет больше еды, чем ему действительно нужно.

Причиной также могут быть заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастрит, синдром раздраженного кишечника, дивертикулярная болезнь и глютеновая болезнь. Причиной появления газов у новорожденного ребенка может быть недостаточное развитие пищеварительного тракта. Пищеварительный тракт ребенка развивается через 3-4 месяца после рождения. Бактериальная флора развивается гораздо позднее. Новорожденный ребенок также страдает от непереносимости лактозы и паразитов.

Спровоцировать газы у новорожденного может сильное психомоторное возбуждение малыша. Раздражители, которые поступают из внешней среды, вызывают стресс. Все эти симптомы могут быть вызваны некоторыми лекарствами, которые принимает кормящая мать. С другой стороны, если ребенка кормить не материнским молоком, а модифицированной пищей, это также приводит к газообразованию у новорожденного, запорам или коликам.

Как лечить газы у новорожденных?

Лечение газов у новорожденного основывается на использовании домашних методов, например, правильном положении ребенка для отвода излишков газа. Новорожденного положите животиком на туловище родителя, чтобы голова была выше остального тела. Также выполняйте массаж живота — одной рукой делать некоторое время круговые движения, а другой — полукруги. Во время массажа также можно слегка согнуть ноги новорожденного в коленных суставах, прижимая их к животу. Эта процедура облегчает удаление скопившихся газов.

Однако если газы у новорожденного повторяются или часто беспокоят, лучше посетите педиатрическую клинику. Чтобы выяснить причину, врач назначает анализ крови, исследование кала, УЗИ желудочно-кишечного тракта. Если причины газов у новорожденного — это болезни, связанные с желудочно-кишечным трактом, то врач назначает эндоскопическое обследование. Что касается медикаментозного лечения газов, то оно заключается во введении средств, содержащих симетикон. Также попробуйте чаи, содержащие ромашку или фенхель, которые действуют как ветрогонное средство и улучшают работу пищеварительного тракта.

Профилактика газов у новорожденных

Газы у новорожденных — это нормально и не редкость. Они появляются практически у всех детей, как у тех, кого кормят материнским молоком, так и у тех, чей рацион основан на кормлении модифицированным молоком. Кормящей матери нельзя употреблять в пищу продукты, которые вызывают скопление газов у новорожденного. Также используйте правильную технику кормления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector