Нарушение речи у детей

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

  • ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции.
  • Нарушения слуха (тугоухость). Слух крайне важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому важно провериться у детского отоларинголога в случае возникновения подозрений на эту проблему.
  • Инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка.
  • Наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.

Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:

  • Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
  • Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
  • Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
  • Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т.д.).
  • Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий.
  • Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.

Симптомы задержки речевого развития

Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:

  • Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).
  • Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.
  • Первое слово появилось только после 1 года.
  • Эхолалия в возрасте 1,5 лет.
  • Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.
  • Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).
  • В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.
  • Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.

Процесс формирования речи ребенка в раннем возрасте является одним из ключевых показателей развития малыша в целом. Известно, что нормой развития считается адекватное и в соответствии с возрастом восприятие родного языка, умение его правильно воспроизводить. Всем понятен тот факт, что речь – это наивысшая психическая функция головного мозга человека, источник информации и способ ее передачи. А потому любые несоответствия развития речи возрасту принимаются как сигнал к наличию проблем или патологий в развитии мозга ребенка.

Условия и этапы полноценного развития речи

Для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и функционально, необходимо создавать определенные положительные к этому успеху условия, а также учитывать следующие моменты:

  • развитие головного мозг малыша, а именно его коры, должно достичь необходимого состояния зрелости;
  • должно произойти полное сформирование артикуляционного аппарата ребенка;
  • не должно быть проблем со слухом, даже незначительных.

Речь ребенка имеет тенденцию развиваться скачкообразно. В нормальных фазах развития наблюдаются следующие этапы:

  • 1-2 месяц от рождения — ребенок активно гукает;
  • 2-3 месяц — появляются гулькающие звуки;
  • 4-5 месяц – звуки становятся более плавными, напевными, протяжными, постепенно добавляются дополнительные звуки;
  • 6-9 месяц – начинается активная проба произносить слоги;
  • 9-11 месяц — появляются первые короткие слова, желание копировать речь взрослых, сопровождая свою активную, но еще невнятную речь мимикой и жестами;
  • 11-13 месяц — появляется более четкая осмысленность понимания некоторых пяти — десяти слов;
  • До 2-х лет – идет процесс формирования речи ребенка при помощи озвучивания простых предложение, словарный запас пополняется в 10 раз.
  • 2 — 2,5 года – идет построение первых сложных предложений, словарный запас увеличивается в среднем до 500 слов;
  • В 3 года ребенок уже должен производить небольшие, но связные рассказы, используя законченные предложения. В этот период в идеале словарный запас должен составлять не менее полутора тысяч слов и продолжать активно пополняться.

Родители должны четко понимать, что темп развития речи ребенка – это процесс сугубо индивидуальный, и естественным считаются некоторое однократные отставания или опережения в развитии. Естественно замечательно, если у ребенка в развитии речи тенденция к опережению, но надо бить тревогу, если процессы отставания в развитии речи имеют постоянную форму. Это сигнал к немедленному обращению к детскому специалисту для консультации и исключения тяжелых диагнозов в развитии мозга малыша. Чем раньше начать работу с проблемой, тем больше шансов устранить ее в кратчайшие сроки, учитывая, что в раннем детском возрасте это происходит гораздо быстрее, чем в более взрослом.

Причины детских нарушений речи

Нарушения в развитии речи у малыша могут происходить по многим причинам. Но в целом они делятся на две категории:

I категория – органические нарушения

Это связано с проблемами в периферических отделах мозга и нарушением работы ЦНС:

  • нарушения, возникшие в процессе беременности матери в результате гипоксии, перенесенных вирусов, травм (ушибы живота), недоношенность срока, прием лекарственных препаратов, алкоголя, табакокурения, наркотиков, влияние плохой экологии и пр.;
  • наследственные оториноларингологические формы болезней (глухота, нарушение речи);
  • заболевание ребенком в первый год жизни инфекциями, дающими впоследствии осложнения на речевой аппарат и ЦНС.

II категория – функциональные нарушения

К ним относятся следующие проблемные моменты:

  • плохие для полноценного развития ребенка условия жизни;
  • неблагоприятное речевое окружение, изоляция от общения с другими людьми, что не пополняет его словарный запас и не формирует желание повторять за другими;
  • слабое соматическое состояние малыша;
  • стрессы, приводящие к психологическому травмированию ребенка;
  • тесный и постоянный речевой контакт с людьми, имеющими неполноценную речь.

Виды нарушений детской речи

В медицине насчитывается большое количество форм отклонения речи, которые тоже имеют распределение на более общие и узкие направления нарушений. Самыми распространенными считаются:

  • Афазия – абсолютное отсутствие речи в следствии нестыковки всех речевых компонентов на уровне подкорки головного мозга.
  • Алалия – полное или выборочное отсутствие речи, но при этом слух ребенка здоров. Причиной является патология речевых участков головного мозга. Алалия бывает двух видов:
    • моторная – слышит, понимает, но не может воспроизводить речь в силу нарушения артикуляции;
    • сенсорная – слышит все звуки и речь, но не понимает, что говорят, не разделяет слова и просто звуки.
  • Дизартрия – полное отсутствие связной речи, неспособность к иннервации речевого аппарата (отсутствие связи с ЦНС). Наблюдается невнятная речь, звуки, голом обычно слабый, темп и плавность речи отсутствуют, дыхание нарушено. Также наблюдается затрудненность в полноценном жевании пищи, что заставляет взрослых переводить ребенка на мягкую форму питания, а это также приводит к ослаблению и недоразвитости артикуляции, потери речи.
  • Дислалия – частичное нарушение звуковоспроизведения. Считается самым распространенным видом нарушения у детей, иногда принимается за норму речи на раннем возрастном этапе развития. Дислалия имеет подгруппы:
  • Ротацизм — нарушение в произношении звука «р», «рь»;
  • Ламбдацизм – нарушение в воспроизведении звуков «л», «ль»;
  • Тетизм — проблема в произношении «т» и «д»;
  • Сигмаизм – неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков.
  • Заикание – проблемы темпа речи в результате спазм или судорог в отделах речевого аппарата;
  • Ринолалия – фоновое искажение, дисфункция в тембре голоса и произношении, что приводит к искажению всех звуков;
  • Брадилалия – патология речи, выраженная в чрезмерной медлительности звукового воспроизведения;
  • Тахилалия – патология, связанная с чрезмерным ускорением темпа речи;

Все речевые дисфункции имеют личные особенности, причины и способы лечения и коррекции. В некоторых случаях исправить ситуации возможно только в раннем возрасте, в других только по достижению ребенком 5-летнего возраста. У большинства здоровы детей речь самостоятельно приходит в абсолютную норму самое позднее к 5 годам, что говорит о полноценности фонематического слуха ребенка. Но если к этому возрасту речь ребенка имеет нарушения, то надо незамедлительно обращаться к специалисту и решать проблему. Поставить точный диагноз, выявить причину недуга, его глубину может только специалист.

Нарушение речи у детейВ настоящее время рекомендуется проходить медицинские осмотры ребенку каждый раз, когда начинается новый этап в жизни подрастающего человека. Будь то садик или школа, требуются заключения врачей. И вроде бы все прекрасно, как вдруг всплывает диагноз типа ЗРР или ОНР. Три буквы и столько переживаний для мамы. В данной статье, попробуем в этом разобраться.

ЗРР или Задержка речевого развития

Понятие задержка речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой.

Речь таких детей относительно сформирована, но, в отличие от речи обычно развивающихся детей, она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).

Несмотря на то, что определение довольно страшно звучит, но в какой бы степени это нарушение ни проявлялось, ЗРР носит временный характер. Хорошая новость состоит в том, что с этой проблемой можно справиться, благодаря дополнительной работе по специальной методике.

Если с ребенком с диагнозом ЗРР не заниматься в дошкольном возрасте, то при обследовании в школу или логопедом в школе будет поставлен диагноз ОНР.

ОНР или Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Р.Е. Левина — советский педагог, психолог, основоположник отечественной логопедии, свела все многообразие недоразвитий речи к трем уровням речевого развития. В них отражается типичное состояние всех компонентов языка у детей с ОНР.

Первый уровень – это так называемые «безречевые дети». Это дети, которые используют только лепетные слова и звукоподражание, жесты и мимику. Например, «би-би» может означать весь транспорт, а звук похожий на рычание животного – всех животных способных рычать.

Второй уровень – к лепетным словам добавляются искаженные аналоги слов, нарушение слоговой структуры слов. Например, «яблоко» может быть «бака», «лябака». Здесь наблюдается фразовая речь. Ответы на вопросы по картинкам, но понимание обращенной к ребенку речи, остается не полным.

Третий уровень – уже развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное знание и употребление многих слов, дети вступают в разговор только в присутствии знакомых людей.

Чтобы справиться с общим недоразвитием речи необходима работа с логопедом по следующим направлениям:

— При работе с детьми с первым уровнем речевого развития обращаем внимание на развитие понимания речи, развиваем активную подражательную способность (необходимо произносить любые сочетания звуков), помним о необходимости развития внимания и памяти;

— С детьми на втором уровне развития необходимо работать над умением отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Необходимо вывести ребенка на диалог, процессе которого закрепляются все формы речи, которые понятны и просты для детей, всевозможные и необходимые словосочетания. Составляем с детьми предложения по вопросам, а потом объединяем эти предложения в короткие рассказы. Заучиваем то, что получилось и просто стихотворения.

— С детьми на третьем уровне развиваем и продолжаем совершенствовать связную речь, стараемся на практике усвоить лексические и грамматические средства языка, необходимо продолжать работу над правильным звукопроизношением. Так же можно начинать осваивать элементами грамоты. Готовимся к школе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)Нарушение речи у детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

В данном случае у ребёнка в норме слух и интеллект. В пять лет у него хорошо развита фразовая речь, он интересно рассказывает об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки. При диагностике он не различает на слух некоторые из них и не может повторить последовательность звуков в слове.

Если ребенок с таким диагнозом вовремя не пройдет курс обучения с логопедом, то в школе его ожидают проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.

Очень похожее на ФФНР, но имеет всего три буквы в названии – это ФНР или Фонетическое недоразвитие речи.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).

Данное нарушение довольно легко устраняется специальными артикуляционными упражнениями, которые помогают не только поставить отсутствующий в речи звук, но и улучшить дикцию в целом.

Фонематическое нарушение речи (ФНР) вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно (сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

Нарушение речи у детейДанное нарушение, может привести к трудностям в школе — обучении письму, написанию диктантов и чтению. Поэтому необходимо вовремя провести работу с этим нарушением.

Говорите со своими детьми и слушайте их ответы. Обращайте внимание на ошибки и вовремя обращайтесь к специалистам. Тогда результаты не заставят вас ждать. Любите своих детей. Удачи.

Для записи к специалисту на консультацию и занятия звоните

Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.

У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.

Нарушение речи у детей

Причины нарушения речи

Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:

  • внутриутробными патологиями, которые проявляются от 4 до 16 недели беременности;
  • эндокринными и вирусными заболеваниями, которая перенесла мать во время вынашивания будущего ребёнка;
  • родовыми травмами и асфиксией — нарушением дыхания и спровоцированным этим кислородным голоданием мозга;
  • болезнями, которые ребёнок переносит в первые годы жизни, например, менинго-энцефалитами, инфекционно-вирусными заболеваниями и даже серьёзными желудочно-кишечными расстройствами;
  • травмами головы, которые сопровождались сотрясением мозга;
  • генетической предрасположенностью, наличием случаев нарушений в семейном анамнезе.

Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Содержание статьи

Типы нарушений работы голосового аппарата

Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:

Дизартрия

Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.

Заикание

Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.

Дислалия

Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:

  • физиологической — нормальным явлением в детском возрасте, которое проходит само по себе;
  • аудиогенной — связанной с дефектом слуха, при котором пациент не может распознать звук;
  • функциональной — развивающейся из физиологической при отсутствии помощи логопеда.

Афазия

Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:

  • афазия Брока — развивается при поражении двигательного речевого центра;
  • сенсорная — возникает при проблемах в левой височной доле мозга;
  • кондуктивная — связана с поражением соединений в фронтальной и височной долях.

Методы диагностики

В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Дефекты речи – это искаженное произнесение звуков, которое возникает в результате нарушений в работе речевого аппарата. Неправильное произношение у взрослого человека чаще всего связано с травмами, операциями, сильными стрессами. У детей патологии обычно возникают вследствие неврологических расстройств или наследственного фактора. Дефекты речи лучше исправлять в детстве, тогда шансы на то, что ребенок будет говорить правильно и внятно значительно увеличиваются. Решение данной проблемы необходимо доверить грамотным специалистам, таким как в клинике «Доктор звуков».

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом травмы, опухоли нервной системы, нейроинфекции, сбоя мозгового кровообращения, ДЦП и др.

Ринолалия

Этот вид дефекта характеризуется гнусавостью при проговаривании звуков. Патология является следствием расстройства речевой функции носа.

Заикание

Основными признаками являются нарушения ритма, интонации или ударений, частые повторения звуков или слогов, паузы во время разговора . Причина такой симптоматики – судорожное состояние мышц речевого аппарата. Заикание формируется в возрасте от 2 до 5 лет, в то время, когда происходит активация развития речи.

Мальчики страдают заиканием чаще, чем девочки.

Алалия

Алалия формируется при поражении зон мозга, которые отвечают за функции речи. Такое может случиться во время родов, а также при травмах в период внутриутробного развития ребенка. При этом проблем со слуховым аппаратом или замедления умственного развития не наблюдается.

ЭТИОЛОГИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Все причины можно разделить на две категории: врожденные и приобретенные. В первом случае проблемы человека связаны с наследственностью, особенностями организма, тяжелым протеканием беременности. Во втором расстройства возникают и развиваются вследствие запущенности болезней, патологий слухового аппарата, стрессов и т.д.

Причин расстройств речи множество, классифицировать их можно относительно триггеров (профоцирующих факторов):

  1. Наследственные – речевые патологии наследуются от родителей.
  2. Врожденные – расстройства вызваные осложнением беременности, приемом беременной некоторых лекарственных средств.
  3. Перинатальные – осложнения во время родов.
  4. Постнатальные – появляются после родов, например, из-за преждевременных родов.
  5. Функциональные – имеются патологии органов, которые принимают участие в произношении.
  6. Эндокринные – связаны с психомоторным развитием ребенка.
  7. Психосоматические – аномальная речь провоцируется негативными мыслями, и наоборот – трудности в проговаривании звуков провоцируют негативное мышление. Психосоматическое расстройство чаще встречается у взрослых людей.
  8. Связанные с окружающей обстановкой – ближайшее окружение человека оказывает не последнюю роль на его лингвистические способности.

Причины неправильного произношения могут быть связаны со строением артикуляционного аппарата. Также возможен сбой в работе центральной регуляции дыхания – ограничение подвижности языка, голосовых связок, губ, гортани, мягкого неба.

В некоторых случаях наблюдается педагогическая запущенность – у ребенка нет грамотности, отсутствие правильной речи у окружающих. Реже диагностируется нарушение фонематического слуха – плохое понимание слов окружающих, невозможность различия фонем.

КОГДА РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?

Обычно в раннем возрасте возникают проблемы с выговариванием шипящих, а также букв «р» и «л». В их образовании участвует самый кончик языка, и его движения должны быть точными и мелкими. Кроме того, плохое выговаривание данных букв может быть связано с укороченной уздечкой (перемычка под языком), слишком крупным размером языка, неправильным прикусом, высоким небом. Точно разобраться с этиологией возникновения дефектов может только специалист.

В возрасте 1 года малыш должен выговаривать 5-10 слов. Если он не произносит ни одного слова – это уже звоночек. Если к 3 годам он так и не заговорит, назвать это просто «особенностью» уже никак нельзя.

В возрасте 3 лет ребенок уже может произносить небольшие фразы, но если малыш разговаривает односложно, вообще не говорит или неправильно произносит звуки, визит к врачу лучше не откладывать.

К 4 годам он должен хорошо говорить. Сложные звуки уже даются более легко. В своем лексиконе малыш должен иметь слова, которые обозначают пространственные и временные понятия. В 5 лет он уже может выговаривать все шипящие буквы.

К 6 годам в речи должны присутствовать длинные фразы, человек должен хорошо выговаривать букву «р» и проговаривать скороговорки.

Алалия. Красивое слово. Наверное, так мог бы называться какой-нибудь нежный цветок. Или райский островок в теплом море. Или загадочная, манящая планета в глубинах космоса.

Но на самом деле алалия – это очень опасная болезнь, поражающая головной мозг малышей и отнимающая у них одну из самых больших радостей на свете – радость полноценного общения.

Название «алалия» происходит от древнегреческого «laliа» — речь и приставки отрицания «а». Это – недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка, что является результатом поражения речевых центров головного мозга.

КАК РАСПОЗНАТЬ АЛАЛИЮ?

Важнейший симптом этого опасного заболевания – отсутствие связной речи у ребенка. Если в три-четыре года ваш малыш продолжает мило лепетать, гукать и издавать другие звуки, которые так радовали и забавляли вас, когда ему было полтора-два года, — это может быть симптомом алалии. И вам срочно необходимо обратиться к специалисту.

ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА АЛАЛИЯ?

В основе появления алалии у детей – неправильное или неполное формирование центров головного мозга, отвечающих за восприятие и воспроизведение речи. Нейроны, из которых строятся эти центры во внутриутробный период и в первые годы жизни, попросту «не вызревают», останавливаются в своем развитии. Это приводит к тому, что ребенок лишается возможности связно говорить, понимать чужую речь.

Необходимо запомнить: алалия – это результат грубого нарушения развития отделов головного мозга. «Сама собой» она не пройдет. Никакие попытки научить ребенка-алалика говорить, предпринимаемые в домашних условиях, без обращения к специалистам положительных результатов не дадут. Никакие настойчивость, терпение, любовь не помогут малышу без квалифицированного руководства, без помощи и поддержки со стороны педиатров, детских психологов, нейро-психологов, логопедов.

Патологии в развитии головного мозга малышей могут быть различные. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития из-за:

  • — заражения внутриутробной инфекцией,
  • — гипоксии,
  • — сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний беременной,
  • — механических травм плода.

СУЩЕСТВУЮТ УГРОЗЫ И ЗДОРОВЬЮ НОВОРОЖДЕННЫХ, ЭТО:

  • — преждевременные роды,
  • — асфиксия пуповиной,
  • — повреждение черепа в результате неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Однако статистические данные говорят о том, что в наибольшем числе случаев патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. При этом болезнь может быть спровоцирована различными факторами, такими как:

  • — менингит, энцефалит,
  • — соматические заболевания,
  • — травмы головы,
  • — тяжелые вирусные заболевания,
  • — рахит,
  • — операции, проведенные под наркозом.

Нельзя забывать и о наследственной предрасположенности к алалии.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ВИДЫ АЛАЛИИ?

В зависимости от того, какая зона головного мозга ребенка повреждена, различают три основные вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

Сенсорная алалия развивается в случае поражения той части коры головного мозга, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не в состоянии понять обращенную к нему речь, не может сопоставить визуальный образ предмета и его звуковое обозначение.

ХАРАКТЕРНЫМИ СИМПТОМАМИ ЭТОГО ВИДА АЛАЛИИ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ:

  • — расторможенность речи: ребенок болтает без умолку, но при этом невозможно понять, что он говорит,
  • — плохое восприятие ребенком речи других людей на слух,
  • — произношение нескольких слов подряд как одного,
  • — подмена букв и слогов при произнесении даже самых простых слов,
  • — повышенная активность и импульсивность ребенка, чередуемая периодами замкнутости и подавленности,
  • — неспособность ребенка связать визуальный образ предмета с его словесным обозначением, названием,
  • — недоразвитость интеллектуальных функций.

Моторная алалия возникает в результате нарушения развития центра Брока – участка головного мозга, который обеспечивает моторную организацию речи, нормальное функционирование речевого аппарата. При таком виде алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, однако сам не в состоянии в полной мере овладеть речевыми навыками.

СИМПТОМАМИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • — очень позднее – в четыре года и позже – формирование речи у ребенка,
  • — скудный словарный запас ребенка,
  • — неспособность грамматически правильно строить предложения: неправильное использование падежей, родов, чисел,
  • — неспособность различать слова, схожие по звучанию,
  • — плохая координация движений,
  • — частые периоды замкнутости, агрессивности
  • — невнимательность, сопровождаемая гиперактивностью или, напротив, подавленностью, пассивностью.

СМЕШАННАЯ АЛАЛИЯ – НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ НЕДУГ, ПОСКОЛЬКУ ВЫЗЫВАЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ МОЗГА. ПРИ ЭТОМ РЕБЕНОК НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОНИМАЕТ РЕЧИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, НО И САМ НЕ МОЖЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ.

КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

Лечение и коррекция алалии – процесс сложный, требующий много времени и усилий. При этом абсолютно необходимо тесное взаимодействия врачей и родителей.

Необходимо отметить, что, поскольку алалия вызывается нарушениями в развитии участков головного мозга, при ее лечении не обойтись без медикаментозного воздействия. Разумеется, что назначать применение соответствующих препаратов могут исключительно профессиональные врачи.

Вместе с тем лечение обязательно должно включать в себя и такие виды терапии, как:

  • — развивающие занятия с логопедом,
  • — микротоковая рефлексотерапия,
  • — лечебный массаж
  • — физиотерапия

Помимо специалистов, огромная работа предстоит и родителям. Дома нужно обязательно продолжать заниматься с ребенком по методикам, разработанным вместе с врачами.

Только совместными усилиями вы сможете помочь малышу, страдающему этой опасной болезнью.

Нарушение речи у детейСпециалистами Центра разработаны методические способы работы с детьми с задержкой речевого развития, имеющими значительные нарушения речи при расстройствах аутистического спектра, а также при моторной и сенсорной алалии и при выраженных формах дизартрии. Ниже кратко описываются нарушения речи, при которых самостоятельное развитие речевой функции у ребенка практически невозможно.

У неговорящих (мутичных) детей может быть, как нормальный слух, так и тяжелая степень тугоухости. Их органы речи могут быть органически сильно повреждены, а могут и не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень развития иногда бывает очень высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь, как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, то в этом случае может быть заподозрен диагноз раннего детского аутизма (РДА).

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга больного аутизмом. Хотя эти же методы при тяжелых нарушениях аутистического спектра могут не выявить никаких значимых нарушений морфологии или обмена. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки).

Моторная алалия — не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных артикуляционных движений, трудности переключаемости. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-следственная связь.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора, в котором происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком. Распознавание сенсорной алалии, ее дифференциальная диагностика с другими видами нарушений затруднена. При отсутствии или недостаточности понимания речи, прежде всего, возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы существенно влиять на развитие понимания речи. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга.

Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Реже такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Некоторые дети с сенсорной недостаточностью пользуются для общения ограниченным набором жестов. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее – эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

Дизартрические расстройства речи в раннем возрасте трудно диагностируются, т.к. могут наблюдаться при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга и поэтому не сразу дифференцируются от других форм тяжелого нарушения речевой функции. Для специалиста, работающего с ребенком, важно вовремя выделить признаки имеющейся дизартрии, потому что приемы коррекции речи в этом случае будут отличаться от методов работы над устранением проявлений моторной или сенсорной алалии.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Однако, при первично сохранных интеллектуальных способностях ребенка, своевременное начало работы над становлением речевой функции очень часто позволяет ему в дальнейшем обучаться по программе массовой школы.

К своему первому дню рождения дети обычно умеют довольно внятно произносить несколько несложных слов и отдельные слоги более длинных слов. На втором году жизни большинство детей начинает говорить осмысленно, а после 2 лет их речь состоит из все более сложных предложений; они высказывают мысли, задают вопросы. Как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков.

На развитие речи влияет множество факторов: наследственность, течение родов, общение с родителями. В какой-то момент некоторые дети могут начать заикаться: их словарный запас еще слишком мал, чтобы выразить мысли. Подобное заикание редко указывает на опасность появления расстройств речи в будущем и пройдет со временем, если родители сами будут говорить отчетливо и не станут заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его.

Оценивая речь ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Развитие речи определяется способностью произносить членораздельные звуки; развитие язы­ка — возможностью интеллекта выражать мысли и понимать речь других людей. Часто причинами расстройства речи являются снижение слуха, задержка развития или недостаток общения. Расстройства речи могут затруд­нять обучение ребенка; в этом случае важно как можно раньше их выявить. Если педиатр подозревает расстройство речи или развития языка, он проверит слух ребенка и при необходимости направит на дальнейшее обследование и лечение. В школах и детских садах тоже, как правило, проводится проверка речи детей.

Обратитесь к детскому врачу, если в 2,5 года ребенок:

  • говорит очень нечленораздельно
  • не использует предложения из 2 слов
  • не понимает простую словесную просьбу

Многие родители так хотят, чтобы ребенок скорее заговорил, что психологически давят на него. Этого делать нельзя. Стимулируйте речь ребенка пением, чтением вслух.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Ребенок совсем не говорит в 2 года ? Он здоров и активен? Он понимает вас и может общаться несловесно?

Медленное развитие речи

Речь иногда развивается медленнее двигательных навыков. Если ребенка окружают братья или сестры, он может не испыты­вать потребности говорить. Читайте и разговаривайте с ним наедине, чтобы у него была возможность отвечать вам

Ребенок реагирует на ваш голос, только когда видит вас?

Обратитесь к педиатру. Он проверит слух ребенка и при необходимости напра­вит на дальнейшее обследование

Дошкольник с трудом подбирает слова, заикается, путает порядок слов?

Нормальная стадия развития речи

Ребенок учится координировать мысли и речевые навыки. Говорите отчетливо сами, читайте ребенку. Не следует заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его. Как правивило, эта стадия быстро проходит

Ребенок в 5 лет не произно­сит «р» или «л»?

Многие дети неправильно произносят согласные до 5 лет. Говорите отчетливо, читайте ребенку, не привлекайте слишком много внимания к неправильному звуку

Ребенок школьного возраста шепелявит или неправильно произносит согласные?

Попросите педиатра направить вас к логопеду

Ребенок школьного возраста заикается? Пытаясь произнес­ти слово, гримасничает?

Попросите педиатра направить вас к логопеду

Ребенок школьного возраста повторяет странные звуки? Вслух выкрикивает непристой­ные слова? Делает странные движения?

Проконсультируйтесь с педиатром. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к невропатологу

Ребенок избегает общения? Ему 2-5 лет? Он постоянно пребываете своем мире? Утрачивает ранее приобретенные навыки?

Обратитесь за консультацией к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к другому специалисту

У ребенка, помимо расстройства речи, также замедленное развитие двигательных навыков?

Нарушение развития; возможных причин множество

Запишитесь на прием к педиатру. Он оценит развитие ребенка и при необходимости направит к другому специалисту

Основные этапы развития языка в первые 5 лет жизни

  • К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов, а также выполнять простые словесные просьбы и повторять услышанные слова.
  • К концу 3-го года жизни ребенок должен выполнять словесную просьбу, включающую 2-3 следующих друг за другом действия, понимать названия большинства бытовых предметов и обращенную к нему речь. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние люди.
  • К концу 4-го года жизни ребенок задает абстрактные вопросы («почему?»), понимает, что такое сходство и различие. Он говорит достаточно грамотно, если грамотно говорят его родные. Хотя к этому возрасту ребенок должен говорить вполне членораздельно, он может не выговаривать до половины звуков; это не повод для беспокойства.
  • К концу 5-го года жизни ребенок должен пересказывать историю своими словами и составлять предложения не меньше чем из 5 слов.

В статье затрагивается актуальная проблема, очень важная для родителей детей с нарушениями речи и без. Выявляются основные причины вероятного возникновения нарушения речевого развития и звукопроизношения. Статья дает возможность предугадать нарушения речи и своевременно принять меры или же и вовсе избежать их.

Следует отметить, что в настоящее время возросло количество детей с нарушением речи. Современные родители в большинстве своем очень осознанные и ответственные. И когда они сталкиваются с такой проблемой, как нарушение звукопроизношения у ребенка, они сразу же задаются вопросом – «А что же послужило причиной этому?».

В этой статье мы поможем родителям разобраться, что может привести к нарушениям речи. Эта информация будет полезна и для тех, кто хотел бы предотвратить возможность возникновения данного отклонения в речевом развитии.

Под причиной речевых нарушений понимается воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности, что в итоге определяет специфику речевого расстройства.

Соответственно причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние (эндогенные) причины нарушений речи:

1. Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.

  • Внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
  • Несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды).

3. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду.

4. Работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации).

5. Особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности).

6. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

7. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины нарушений речи:

  1. Немаловажное значение для развития ребенка имеют социально-бытовые условия, в которых он растет. Неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  2. Речь ребенка развивается по подражания. Из-за этого крайне важно, чтоб ребенка окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением.
  3. Стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание.
  4. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития.
  5. Подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector