Методика раннего развития марии монтессори

Скачать книгу

О книге «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»

Пособие для родителей Валентины Дмитриевой посвящено теме раннего развития детей. Автор придерживается популярной и действенной методики Марии Монтессори. Здесь предлагаются упражнения, которые подойдут для детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Автор книги подробно и глубоко изучила методику Монтессори, здесь она предлагает немного упрощённые схемы, излагая их более доступным языком, что нисколько не умаляет их достоинств и не сказывается отрицательно на их действенности. Для многих родителей так будет даже проще, если они не хотят глубоко вникать в теорию, а желают сразу приступить к развивающим упражнениям.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос свободным, талантливым, развитым, чтобы он был творческой личностью и отличался высоким интеллектом. Но только не все знают, как этого добиться. Именно для этих целей и создана данная книга, она поможет понять, в каком направлении нужно двигаться.

Автор книги изначально освещает такой важный вопрос: стоит ли вообще заниматься ранним развитием? После она рассказывает, что представляет собой методика Монтессори в общих чертах, а уж затем даёт конкретные упражнения. Необходимо понимать, что для детей в разном возрасте нужны разные задачи. В этой книге все нюансы возраста и развития детей учтены, и уже на основе этого построены задания. Их не сложно выполнять, большинство из них можно делать дома, даже можно самим сделать развивающие игрушки для детей. Таким образом, процесс развития ребёнка будет понятным и не составит особых трудностей, при этом довольны будут и дети, и родители.

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2011 году издательством Эксмо. Книга входит в серию «Психология. Искусство быть родителем. Советуют профессионалы». На нашем сайте можно скачать книгу «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.12 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Мнение читателей

Купила данную книгу когда была беременной достаточно много подчерпнула и пересматривая книгу поняла, что в голове то отложились некоторые вещи

Все в доступной форме и так много, хотя книга по объему небольшая

После каждой главы хочется сесть и творить,придумывать и изобретать различные пособия для развития малыша!

Написана книжка простым доступным языком, читается легко.

Методика Монтессори – программа раннего развития, в которой малышу отводится ведущая роль. Ребёнок самостоятельно выбирает род деятельности . И зуча ет свойства предметов. Учится себя обслуживать, взаимодействовать со сверстниками . Задача взрослого: создать необходимые условия, оснастив помещение специальными пособиями.

Содержание

  • Практическая
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Зона космоса
  • Плюсы методики Монтессори
  • Минусы методики Монтессори

Автор известной методики — итальянский врач ХХ века, педагог Мария Монтессори. По её мнению, основные знания об окружающем мире малыш должен получать , опираясь на собственный опыт . Право выбора, чем заниматься, — за ребёнком. Взрослые организуют развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями детей .

Обязательные а трибуты – дидактические пособия, и грушки вторичны. На задний план отходит и фигура старшего наставника. Воспитатель не вмешивается в деятельность детей. П ри необходимости направляет, подсказывает, помогает. Г лавная идея метода : «Помоги мне сделать это самому». Главные правила: убирай за собой, клади вещи на свои места, говори тихо.

Биография Марии Монтессори

Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. У чилась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины.

Методика раннего развития марии монтессори

В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.

Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена , дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты.

Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убеди лась в правильности выбранного подхода.

Методика раннего развития марии монтессори

В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано . Боясь разрушить научную карьеру, она заключ ила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак . В отношениях родился сын Марио .

Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.

По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории .

Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами.

Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрё л известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения.

Методика раннего развития марии монтессори

После смерти дело, начатое Монтессори , продолжил её сын. Д лительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики .

Суть педагогики Монтессори

Система базируется на постулате, выдвинутом Монтессори: каждый малыш с рождения тянется к знаниям. Причём существуют особые, сенситивные периоды, когда усвоение инфо рмации проходит легко:

  • Принятие порядка (с 0 до 3 лет);
  • Формирования действий, движений (1–4 года);
  • Сенсорное развитие (0–5,5 лет);
  • Восприятие мелких предметов (1,5-5,5 лет);
  • Речевое развитие (0-6 лет).

Методика раннего развития марии монтессори

Для выработки необходимых навыков используются дидактические пособия. Выполняя простые манипуляции с развивающими материалами, малыш усваивает соотношения форм, размеров. Развивает логическое мышление, мелкую моторику. Монтессори считала, что игрушки дети берут от безысходности , к огда в поле зрения нет ничего интересно го . В классической системе игрушки исключены.

Особые требования предъявляются к личности учителя. Он должен «изгнать из сердца гнев и гордыню», быть «смиренным», владеть собой. В основе взаимоотношений с маленькими воспитанниками – хорошее расположение, уважение к личности малыша .

Практическое взаимодействие наставника с подопечными сводится к коротким двухминутным урокам. По просьбе детей учитель показывает, как нужно обращаться с тем или иным предметом. После чего предоставляют возможность действовать самостоятельно.

Методика раннего развития марии монтессори

Ребёнок выбирает не только род занятий, но и их продолжительность. По желанию м еняет обстановку, переходя из одной зоны в другую. Инициатива малыша всегда в приоритете.

Методика полностью искл ючает соревновательный элемент, о тсутствуют критерии оценивания. Наставник вправе проявить настойчивость, но не использует такие методы, как наказание, принуждение, поощрение. Совместная деятельность детей подчиняется установленным нормам и правилам. Например, « кто первый взял, тот играет » . « Поиграл — у бери за собой » .

Методика великого итальянского педагога, врача и философа Марии Монтессори сформировалась в начале XX века и изначально предназначалась для воспитания и образования детей с отклонениями. Позднее стало понятно, что система эффективна и в работе со здоровыми детьми. Сегодня по методике Монтессори работает огромное количество школ по всему миру. Рассказываем, в чем уникальность методики и какие ее основные характеристики.

Этапы развития

В системе Монтессори образования существует несколько этапов развития, которые разделены на шестилетние периоды:

  • от 0 до 6 лет
  • от 6 до 12 лет
  • от 12 до 18 лет
  • от 18 до 24 лет

Эти периоды Мария Монтессори называла периодами перерождения (сензитивные периоды), когда личность человека претерпевает серьезные перемены и его потребности меняются кардинальным образом. Это время особой «чувствительности» для развития того или иного навыка, и если этот период пропустить, навык может так и не развиться. При этом периоды от 0-6 и от 12-18 она выделяла как самые трансформационные и разделила на подгруппы — под каждый возраст описала свою образовательную среду.

Образовательная среда Монтессори

В основе педагогики — индивидуальный подход к каждому, где главная задача — помочь раскрыть природу и потенциал ребенка. В концепции Монтессори образования считается, что главная задача ребенка — адаптироваться в окружающем мире, и задача методики — создать максимально подходящие для этого условия, где ребенок учится, не замечая, что он учится.

Методика раннего развития марии монтессори

Основополагающий принцип системы Монтессори, вызывающий резонанс в традиционной педагогической системе — принцип ничем не ограниченной свободы, где ребенок сам решает, чем он хочет заниматься и исследует этот мир через собственные открытия.

Методика раннего развития марии монтессори

«Педагог в системе Монтессори только на первый взгляд не принимает активного участия в образовании и не занимает привычную роль лидера. На самом же деле он выступает как авторитет и проводник между ребенком и окружающей средой, где его ключевой задачей является наблюдение за ребенком, а также проведение презентаций — демонстрация способа использования материала, предмета или игры, — рассказывает Ирина Исаева, эксперт Международной Монтессори Ассоциации. — Роль педагогов поддерживать, мягко направлять, пробуждать желание и интерес, а не предлагать готовые модели решений.

Доктор Монтессори утверждала, что человек хорош по природе и « уже рождается с умом, характером и чувствами». Она называет этот принцип «не мешать естественному развитию», «Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности».

Основные характеристики Монтессори педагогики:

  • отсутствие классно-урочной системы: свободное перемещение по классу, нет учителя-лидера, который ведет урок в привычном понимании;
  • обучение через самостоятельные занятия;
  • более 100 видов деятельности в классе;
  • наличие специальных зон, в том числе зона кулинарии, где дети сами готовят;
  • отсутствие системы наказаний и поощрений;
  • разновозрастная группа детей в классе;
  • специально разработанные дидактические материалы;
  • подготовленный Монтессори-педагог

«Мы намеренно создаем для ребенка условия, при которых он может получить реальную информацию об окружающей среде, ничего не искажая. Например, в Монтессори не приветствуются соски, чашки непроливайки, ходунки, прыгунки — всё, что дает неправильное представление об окружающем мире. В классе есть настоящие ножи, утюги, иголки, бьющаяся посуда. Это возможность для ребенка получить опыт работы с тем или иным материалом. И когда он знает, что с этим делать по назначению и видит, что ему доверили настоящее, то с большим уважением и трепетом относится к этому», —добавляет Ирина Исаева.

Подходит ли система вашему ребенку

Безусловно, этот метод может вызвать отторжение в первую очередь у тех родителей, в ком сильно проявлены чувство тревоги и гиперконтроля. Однако это прекрасная возможность развивать в себе такое важное качество как доверие миру и природе. Внутри такого сценария воспитания лежит идея об уважении маленького существа, а не безвольной куклы, которую необходимо постоянно дергать и бить по рукам. Обратите внимание на родителей с детьми вокруг вас. Какие слова вы услышите от них в большинстве случаев? «Не трогай», «не мешай», «не балуйся». В системе Монтессори ребенок волен делать то, что хочет при условии, что он не причиняет вред другим.

Методика раннего развития марии монтессори

Возможно ли создать подобную поддерживающую среду для гармоничного развития ребенка в домашних условиях? Этот вопрос часто задают родители. Если у малыша будет свой уголок, мебель, подходящая под его возраст и комплекцию, предметы, которые ему будут нравиться — это уже ценный вклад в его развитие.

Концепция Монтессори подхода — сделать мир удобным для ребенка, чтобы он не просил лишний раз помощи. Но главное — это атмосфера безопасности и отношения внутри семьи, построенные на уважении. Это то, в чем так нуждаются дети, и то, о чем так часто забывают взрослые. Идея о том, что дети приходят не для того, чтобы оправдывать наши ожидания и выполнять указания, позволяет родителям изменить свой взгляд на жизнь ребенка и его воспитание. Марией Монтессори был введен термин «впитывающий разум» который означал, что все, что происходит с ребенком в период от 0 до 6 лет, становится базисом его личности, поэтому стоит быть особенно внимательным к тому, с чем он взаимодействует и что его окружает.

Отдавать ли ребенка в школу Монтессори, каждый родитель решает для себя сам, однако эта вдохновляющая философия определенно стоит того, чтобы с ней познакомиться.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема — взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир». Как изменился бы мир, если бы стали больше доверять своим детям и поддерживать их?

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети — другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально, разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Методика раннего развития марии монтессори

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда», без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Методика раннего развития марии монтессори

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector