Когда обращаться к логопеду

Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.

Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

Логопед для ребенка будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев – 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 – 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 – 2 года. Ребенок активно составляет 2 – 4-хсловные предложения.

2 – 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 – 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас – до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 – 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 – 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.

Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

Сегодня мы с вами поговорим об актуальной проблеме, с которой может столкнутся абсолютно любой родитель:

"Когда обращаться к логопеду?"

С этим вопросом мы обратились к нашему специалисту-логопеду Михайленко А.Е.:

В последние годы на различных форумах и интернет-площадках все чаще сталкиваешься с вопросами родителей о том: почему ребенок молчит или его словарь очень беден, разговаривает как будто «с кашей во рту». Они сравнивают речь своих детей с речью сверстников или своих же младших детей, и начинают понимать, что с речью что-то не так. Многие начинают обращаться за помощью к врачам и, зачастую, получают ответ: «Не переживайте, заговорит в 3 года, 4 года и далее… он у Вас еще маленький». Если родители не обратятся за мнением к еще нескольким специалистам, то успокоенные мнением врача они будут ждать 3х лет. Но и в 3 года ребенок не заговорил. Тогда эта ситуация начинает повторяться по кругу. И так до тех пор, пока не найдется специалист, который сможет объяснить, что у ребенка не просто задержка речевого развития (а, например, моторная алалия, которая корректируется специальными логопедическими занятиями).

Так, когда же начинать «бить тревогу», когда можно обратиться за помощью к логопеду? Сейчас очень часто в сознании родителей существует стереотип о том, что логопед ставит только звуки. На самом деле логопедические и нейропсихологические технологии шагнули далеко вперед. И уже в двухлетнем возрасте можно предположить о существующих у ребенка речевых трудностях. Для этого существует ранняя диагностика речевого развития (Бенилова С. Ю., врач-психиатр, К.М.Н.; Косинова Е. М., логопед; Аханькова Т.Е., врач-психиатр, К.М.Н.). Здесь логопед может попросить Вас пройти консультации профильных специалистов для того, чтобы исключить неречевые факторы, влияющие на развитие речи (снижение слуха, РАС). Если у ребенка проблемы только с речью, то будет заниматься логопед. В некоторых случаях необходимо сочетать медикаментозную и аппаратную терапии с логопедическими занятиями и логопедическим массажем.

До трехлетнего возраста логопед не может выставить никакого заключения, кроме ЗРР (задержка речевого развития), но высококвалифицированный специалист может предположить какого генеза эта задержка. Если на данном этапе (до 3х лет) ребенку необходимы занятия, то логопед подберет адекватную нарушению коррекционную программу.

Очень важно определить эта проблема психологическая или логопедическая. В этом вам поможет специалист. В первом случае на начальном этапе больше должен работать психолог, так как он поможет сформировать психологическую основу для речевой коммуникации. Во втором случае сразу может работать логопед. Работа с верно выбранными специалистами позволит Вам и Вашему ребенку не потерять драгоценное время и наработать психоречевые навыки в соответствии с возрастными нормами.

Если у мамы были тяжелые беременность и роды, наличие хронических заболеваний, то это способствует возникновению неврологических проблем у ребенка, следствием которых являются ЗРР и ЗПРР. Такого ребенка можно внести в группу риска по развитию речевых нарушений. Для их выявления Вы можете обратиться к специалистам нашего центра, которые проведут диагностику, объяснят Вам все тонкости и нюансы психоречевого развития ребенка и назначат индивидуальные методы лечения, эффективные для Вашего ребенка. А психолог и логопед составят индивидуальную коррекционную программу.

Уважаемые родители, проблема неговорящих детей может иметь и другую сторону. Все детки разные, скорость созревания нервной системы и речевых центров у всех разная. При наличии органической патологии нужно больше времени, чтобы активировать или развить речевые центры.

И мой совет, как практикующего логопеда: найдите своего специалиста, не стоит заниматься с несколькими логопедами и специалистами близкого направления в одно время, т.к. каждый из них имеет свое собственное видение существующей проблемы и ее коррекции. Как правило, центры развития речи работают по своим коррекционным программам и методикам, не взаимодействуют друг с другом, не имеют согласованной стратегии ведения ребенка, что может привести к ухудшению психического состояния ребенка и усугубить речевой негативизм.

Когда обращаться к логопеду

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

Возможные причины нарушений:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность»
  • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
  • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

  • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
  • выработка речевого дыхания;
  • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
  • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время.

Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

Стоит записаться к специалисту, если в арсенале малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает». Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке. И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:

·заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);

·говорит на «тарабарском» — непонятном для окружающих, своём языке.

Как долго нужно ходить к логопеду, чтобы были поставлены все звуки?

На самом деле очень популярный вопрос, его задают родители практически на каждой консультации. Так как у всех ограничено время, деньги, хочется быстрого результата. Дать точный ответ на эти вопросы не сможет ни один опытный логопед. Это зависит от многих факторов:

· На каком уровне речь ребенка?

· Сколько ребенку лет?

· Сколько звуков нужно поставить, автоматизировать и дифференцировать?

· На сколько развита у ребенка саморегуляция поведения и речевой самоконтроль?

· Есть ли неврологические проблемы или аномалии в строении речевого аппарата?

· Сколько раз в неделю Вы планируете посещать логопеда?

· Собираетесь ли выполнять все рекомендации специалиста и делать домашние задания?

К сожалению, нет волшебного способа, чтобы все исправить в один миг, за одно занятие или даже за один месяц. В среднем, коррекция звуков длится от нескольких месяцев до года,а если у ребенка тяжелое речевое нарушение (алалия, дизартрия тяжелой степени, ринолалия, заикание) то и несколько лет. Нередко родители в интернете обсуждают этот вопрос и видят противоречивые ответы: кто — то ходил к логопеду месяц, а кто- то занимался целый год. И создается неправильное впечатление, что мы, логопеды, «выкачиваем деньги» . Как и в любой сфере услуг, логопеды бывают разные. Тут стоит доверять рекомендациям и читать отзывы о специалисте.

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

"Когда следует обратиться к логопеду"

Речевые проблемы у дошкольников встречаются все чаще и чаще. Речь детей развивается постепенно. То, что хорошо для маленьких ребят, совсем неуместно для старших дошкольников. Бывают ситуации, когда родители не замечают речевых нарушений ребенка или, наоборот, завышают требования к речи малыша.

Когда ребенок взрослеет, становится все тяжелее исправить его произношение и речь в целом.

Поэтому, следует обратить внимание на речевое развитие детей, если:

  • в 2 года малыш не разговаривает, пользуется жестами, все объяснения сводятся к мычанию;
  • в 2,5 года отсутствует элементарная фраза, ребенок не объединяет два-три слова. Например: "мама дай";
  • дети не могут выполнять простую инструкцию, например: "возьми куклу", не понимают усложненные двухсоставные поручения: "сходи в комнату и принеси карандаш";
  • после 3-х лет продолжают упрощать слоговую структуру слова, к примеру: "на" вместо "луна", "гуница" — "гусеница";
  • ребенок не употребляет простейшие грамматические конструкции, к 3,5 годам не различает звуки на слух: "бак — мак" и др., отсутствуют или неправильно произносятся свистящие звуки;
  • Не сформирована звуковая сторона речи:

— в 4 года не произносит или заменяет шипящие звуки

— в 4,5 — 5 л. сонорные звуки [Л],[Л`], [Р], [Р`].

Дорогие родители! Обращайте внимание на речевые нарушения ваших детей, это дает им возможность овладеть правильной и красивой речью вовремя, что в дальнейшем поможет избежать ошибок при обучении чтению и письму!

Ранее было принято, что на консультацию к логопеду направляли детей только по достижению ими 5-летнего возраста, и тогда специалист принимал решение, необходима или нет коррекция речи. И было не важно, какова степень нарушения речи. Надо было ждать, когда ребенку исполнится 5 лет, чтобы начать заниматься с логопедом.

Но в тот момент, когда ребенок попадает на прием к логопеду, у него уже могут быть нарушены разные компоненты речевой системы: не только звукопроизношение, но еще и лексика и грамматика. Также ребенок в 5 лет сам начинает осознавать свои речевые трудности, он понимает, что окружающие люди не понимают его речь. Ребенок начинает неохотно общаться, злиться, раздражаться, когда его переспрашивают, или перестает совсем разговаривать.

Поэтому, в настоящий момент, актуально выявление и предупреждение речевых нарушений в раннем возрасте — в 2–3 года. В этот период ребенок начинает широко использовать речь, она обогащается и грамматически оформляется. У ребенка хорошо развит познавательный интерес, и он быстро обучается в игре. В это время и необходимо больше всего обращать внимание на формирование речевой системы. Необходимо развивать артикуляционный аппарат, чтобы процесс овладения звукопроизношением шел согласно возрасту. Важно уделять внимание обогащению словаря, так как это поможет ребенку четко выражать свои мысли и просьбы.

При таком подходе специалист задает правильный темп развитию речи, создает основу для её всестороннего усвоения, что позволяет речи ребенка развиваться естественным путем.

Иногда достаточно одной консультации логопеда, чтобы предотвратить задержку речевого развития или неправильное произношение звуков.

Что может помочь родителям понять, следует ли обращаться к специалисту логопеду?

К логопеду нужно обратиться если:

  • Ребенку исполнилось 2,5 года, а он так и не говорит;
  • Ребенок исполнилось 3–3,5 года, а в его речи нет звуков [м, мь, в, вь, б, бь, п, пь, н, т, д, ль, сь, зь], плохо развита фразовая речь, малыш делает грубые грамматические ошибки, которые у вас не получается устранить самостоятельно (например, «мама пошел в магазин», «папа хорошая», а также употребление глаголов только в начальной форме);
  • Ребенок в 3–4 года систематически произносит слова неправильно: не произносит первые слоги («ка» — вместо «пока»), не договаривает слова до конца («маш» — вместо «машина»); Нарушено звукопроизношение свистящих звуков [ с, з, ц].
  • Ребенку исполнилось 4-4,5 года, но он не произносит звуки [с, з, ц, ш, ж, ч, щ]; его речь малопонятна для окружающих;
  • Ребенку исполнилось 5–6 лет, и в его речи нет звуков [л, р], он не может составить рассказ по сюжетной картинке и дать полный ответ на вопрос.

Почему ребенок не говорит?

В последнее время всё чаще к нам в центр обращаются родители, чьи дети трёхлетнего возраста очень плохо говорят или не разговаривают. Вопросы возникают одинаковые: «почему так произошло и что нам делать?»

Причины задержки речевого развития могут быть следующие: неврологические отклонения; генетическая предрасположенность; нарушение слуха; невостребованность речи (родители все понимают, и у ребенка нет необходимости говорить) и другие.

Если первые 3 причины для многих очевидны и понятны, то последняя требует некоторых разъяснений. Жизнь трёхлетнего неговорящего ребенка отчасти беззаботна. Рядом с ним всегда находятся взрослые, которые способны предугадать все его желания, выполнить любую просьбу. В туалет даже порой проситься не надо, памперс помогает справиться с потребностями в любую минуту. Если попросить соску, то и она будет рядом, лишь бы только ребенок был счастлив и спокоен. Но помогаем ли мы этим неговорящему ребенку? Нет! У ребенка нет потребности в речи. Она ему не нужна, ведь всё и так хорошо, его все понимают. К сожалению, многие родители начинают об этом задумываться тогда, когда время идёт, а речь так и не появляется, когда неврологи выписывают много лекарств и отправляют к логопедам.

Как избежать подобных проблем?

Мотивируйте ребенка к речи, задавайте альтернативные вопросы: «ты будешь сок или чай?» Старайтесь раньше приучать ребенка к горшку, чтобы у него была необходимость вам о чем-то сказать. Организовывайте занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми играми – это поможет укрепить речевой аппарат и простимулировать речевые центры в головном мозге. Если пытаетесь обучить ребенка новым словам, говорите медленно, нараспев, четко артикулируя все звуки, чтобы ребенок видел, как появляется слово. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к логопеду, возможно, вам понадобится всего одна профессиональная консультация или несколько занятий, чтобы дать толчок в развитии речи ребенка. Или же логопед направит вас на дополнительные консультации к другим специалистам, чтобы исключить неврологические и физиологические проблемы.

Чему может научить логопед?

Логопеды занимаются не только исправлением звукопроизношения, но также могут помочь вашему ребенку подготовиться к новому этапу жизни — школе. Как правило, к нам обращаются родители с просьбой использовать комплексные занятия. Это значит, что на занятие мы ставим сразу несколько целей: постановка звукопроизношения, автоматизация нового навыка с использованием игр на память и мышление, развитие фразовой, грамматически правильной речи, обучение чтению и пересказу прочитанного. Это позволяет заниматься всесторонним развитием ребенка, и, максимально используя время урока, подготовить ребенка к школе. Если Вы хотите воспользоваться услугой подготовка ребенка к школе, можете обсудить это с логопедом на первичной консультации.

На первичном приеме логопед протестирует общее развитие ребенка и наметит план индивидуального развития. Все занятия по постановке звуков и подготовке к школе проходят индивидуально. Такая форма позволяет учесть все особенности ребенка и прийти к отличным результатам в короткий срок.

Можно ли исправить звукопроизношение у взрослых?

К логопеду можно обратиться в любом возрасте: и в 5, и в 15, и в 45 лет. Работа по постановке и исправлению звукопроизношения у взрослых проходит гораздо быстрее и эффективнее, т.к. взрослые более мотивированы на достижение результата. Если вы вдруг захотели говорить правильно и красиво в зрелом возрасте, значит, у вас есть на это причины. Занятия со взрослыми обычно длятся 45-60 минут. Достаточно посещать логопеда 1 раз в неделю.

Цель занятий логопеда со взрослым — показать способы формирования правильного звукопроизношения и отработать полученный навык. На занятии взрослые получают рекомендации и выполняют специальные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Обязательным является выполнение домашних заданий на закрепление результата. При регулярных занятиях дефект уйдет очень быстро.

Что такое миофункциональная коррекция?

Миофункциональная коррекция – это новое направление в работе логопеда, это коррекция речевых нарушений с помощью стандартных вестибулярных пластинок, трейнеров и миогимнастики. Вестибулярные пластинки и трейнеры – это стандартные устройства, использование которых помогает эффективно корректировать и устранять нарушения прикуса и звукопроизношения в детском возрасте и вредные привычки.

Ребенок месяцами занимается с логопедом, но родители считают, что эффекта нет. Когда это необоснованная тревога, и нужно просто подождать, а когда – объективная оценка и пора обращаться к сурдологу, а заодно и к другим специалистам?

Когда обращаться к логопеду

«Ставим» звуки у логопеда. Когда же результат?

Поход к логопеду: перебдеть или недобдеть?

В последние годы наблюдается рост детей, посещающих занятия с логопедом. Для некоторых родителей это своего рода мода, показатель того, что они уделяют внимание своему ребенку. Иногда потребность в помощи специалиста связана с тем, что дети меньше общаются со сверстниками, они постоянно дома при занятых мамах и папах, и малышам просто не с кем оттачивать навыки разговорной речи. Гаджеты даже с самыми лучшими развивающими видео не могут заменить живое общение.

Встречается и другая крайность. У ребенка плохое произношение, тот не говорит или делает это плохо уже в довольно большом возрасте, а родители не пытаются исправить ситуацию. Особенно, если родственники или знакомые, а то и незнакомые люди в интернете, узнав о проблеме, утверждают: «У нас в семье было то же самое», «Мы знаем малыша, который, как в анекдоте, до 6 лет вообще не говорил». И никто не бьет по этому поводу тревогу.

Существуют объективные поводы, чтобы показать ребенка логопеду.

  • Отсутствует развитие речи в полугодовалом-годовалом возрасте.
  • Малыш говорит, но смазано, невнятно, словно с кашей во рту.
  • Заикается.
  • Не выговаривает отдельные звуки.
  • Путает звуки, меняет их в словах местами.

Когда ждать результата и что делать, если его нет?

Итоги занятий с логопедом индивидуальны. У каждого ребенка свои особенности, темпы, многое, конечно, зависит и от специалиста. Не стоит уже после первой встречи с ним рассчитывать, что у малыша начнут от зубов отлетать скороговорки. Улучшение речи может наступить быстро, но ничего страшного, если это произойдет чуть позже. Ориентироваться надо на то, что в принципе должен наступить прогресс.

Если же совсем ничего не происходит длительное время, то это повод искать причину.

  • анатомическая, например, короткая уздечка – тогда нужно обращаться к стоматологу;
  • психологическая (из-за напряженной обстановке в семье, особенностей развития) – к психологу, нейропсихологу;
  • со слухом – к сурдологу.

Что точно должно насторожить родителей?

  • Несмотря на длительные занятия с логопедом, свистящие и шипящие звуки – «з», «с», «ш» – ребенок не начал выговаривать лучше.
  • Малыш очень старается, копирует артикуляцию взрослых, честно пытается произнести звук, но у него никак не получается. Есть вероятность, что он его просто не слышит, поэтому не может повторить.

До сурдолога дошли. Что дальше?

Работа со специалистом всегда начинается с первичной консультации.

На приеме проводится обследование слуховой системы, чтобы можно было точно определить причину нарушения, снижения слуха (если та имеется).

Одно из важнейших исследований – тональная аудиометрия, с ее помощью можно наглядно, на графике, увидеть пороги слуха: какие самые тихие звуки воспринимает ребенок. Это помогает в подборе и настройке слухового аппарата, чтобы малыш мог наконец услышать все звуки, речь окружающих в полном объеме.

Затем начинается этап командной работы – занятия с сурдопедагогом над правильным развитием речевого аппарата, который долгое время работал не в полную силу, постановкой недавно услышанных, фактически новых для малыша звуков. Оттачивать навыки может помочь и логопед, не нужно сбрасывать этого специалиста со счетов.

Сурдолог – врач на всю жизнь

Как правило, при своевременном обращении к специалисту удается полностью скорректировать развитие ребенка. Но наблюдение у сурдолога должно быть продолжено. Проверять слух рекомендовано не реже раза в год, чтобы оперативно отслеживать: есть ли изменения.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Когда обращаться к логопеду

Взаимопомощь – основа добра и милосердия

Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →

Когда обращаться к логопеду

Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу

Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →

Когда обращаться к логопеду

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

    Вы здесь:  
  1. Польза занятий у логопеда для ребенка

Польза занятий у логопеда для ребенка

Чистая и грамотная речь присуща от рождения далеко не всем людям. Но в раннем возрасте можно не только устранить многие речевые дефекты, но и предотвратить их появление, если своевременно обратиться к логопеду.

Зачем нужен логопед

Логопед работает с различными речевыми дефектами у детей. Это могут быть как небольшие отклонения в развитии речи в виде неправильного произношения отдельных звуков или запинания при построении предложений, так и серьезные отклонения от нормы, которые вызваны неврологическими заболеваниями.
Логопед способен устранить отклонения в речи у ребенка, подарив ему правильную возможность коммуникации в обществе. Логопед также работает с особенными детьми, которые имеют существенные дефекты развития. Специалист позволяет скорректировать социальную адаптацию в обществе таких детей, научив их общаться правильно в силу их физических и психических возможностей.

Когда нужно обращаться к логопеду

Обращаться к логопеду следует в том случае, если на это указали педагоги или медицинские работники. Также посетить первичную консультацию и пробное занятие у логопеда можно в том случае, если родители сами недовольны речевым развитием ребенка, так как подозревают у него наличие каких-то отклонений.

Основные причины обращения к логопеду:
— заикание или запинки в речи;
— ребенок не говорит после двух лет;
— ребенок не может произнести отдельные звуки;
— ребенок не может освоить грамотное письмо;
— медицинские диагнозы.

Чаще всего к логопеду обращаются в том случае, если ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников в детском саду или школе. Учитель сразу замечает такие моменты и сообщает об этом либо родителям, либо логопеду, который работает в этом же образовательном заведении.

Как проходят занятия у логопеда

Логопед составляет индивидуальную программу, которая позволит устранить дефекты в речи ребенка. Групповые занятия у логопеда являются слабыми и практически не дают никакого результата, так как каждый ребенок индивидуален и является особенным. Поэтому устранить индивидуальные речевые особенности ребенка логопед сможет только в том случае, если будет работать с ним индивидуально. Правильная письменная и устная речь существенно упростит жизнь ребенка, а также положительно скажется на его успеваемости в учебном процессе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector