Гиперактивность у детей

Гиперактивность — это патологически повышенная активность и возбудимость, которая выражается в поведении, поступках, отсутствии сосредоточенности и концентрации внимания. Пациентам с такой болезнью свойственны импульсивность, вспыльчивость, двигательные способности выше нормы. Патология говорит о серьёзных нарушениях нервной системы. Медицинское название заболевания — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чаще проявляется у детей и подростков, что мешает обучению и общению со сверстниками. Появление СДВГ обусловлено преимущественно проблемами во время беременности и родов. Чтобы вылечить недуг, следует обращаться к неврологу.

Гиперактивность у детей

Симптомы гиперактивности

Синдром ДВГ может возникнуть как у ребёнка, так и у взрослых, независимо от возраста. Часто родители не считают нужным показать малыша специалистам, обосновывая гиперактивное поведение обычной активностью и подвижностью. Рекомендуется обращаться к врачу при появлении таких симптомов у детей:

  • неловкие, неуклюжие движения, частые падения;
  • желание сломать игрушки, навредить окружающим;
  • необоснованная агрессия, вспыльчивость, раздражительность;
  • неусидчивость, трудности с выполнением однотипных заданий;
  • непослушание, резкая смена настроения и поведения;
  • низкая успеваемость в школе;
  • невнимательность, плохая память, сниженная концентрация внимания.

У взрослых наблюдаются подобные признаки, а также другие симптомы:

  • импульсивность в принятии решений;
  • отсутствие собранности;
  • перепады эмоционального состояния;
  • патологическая забывчивость;
  • отсутствие мотивации и стремлений;
  • хаотичный ритм жизни;
  • регулярная смена места работы или учёбы;
  • алкогольная или наркотическая зависимость.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Содержание статьи

Причины

  • Наследственная предрасположенность
  • повреждения плода при беременности
  • роды с осложнениями, родовые травмы
  • нервные потрясения у матери во время беременности
  • биполярное расстройство у взрослых
  • умственные нарушения, слабоумие
  • неблагоприятная обстановка в семье
  • неправильное воспитание
  • свинцовые интоксикации
  • острые и хронические инфекции
  • социальные и психологические проблемы
  • частые физические наказания
  • патологические процессы в мозге
  • избыток или нехватка гормонов
  • возраст роженицы старше 40 лет
  • недостаточное питание
  • отравление лекарствами
  • дефицит витаминов и микроэлементов
  • алкоголизм и наркомания родителей

Стадии развития гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности формируется в детстве. Если болезнь была диагностирована в зрелом возрасте, это значит, что в детстве родители не обратили внимание на симптомы СДВГ. Заболевание развивается в три стадии:

  1. Начальная. Первые признаки можно обнаружить в возрасте 3-5 лет. Характеризуется излишней болтливостью ребёнка, чрезмерной подвижностью, капризами и приступами агрессии.
  2. Средняя. Обострение наступает в период полового созревания, что часто списывают на скачки гормонального фона. Выражается в частых переменах настроения, раздражительности, снижении успеваемости в школе.
  3. Третья. Возникает в зрелом возрасте. Симптомы обостряются после сильного потрясения — психозов, травм, депрессий. Взрослые быстро переключаются между делами, что приводит к нервным расстройствам и нарушениям памяти.

Разновидности

СДВГ разделяют на две классификации. Одна предусматривает три вида заболевания, другая — шесть разновидностей.

Классификация гиперактивности по DSM-IV

  • Гиперактивно-импульсивная. Протекает без нарушения внимания. Сопровождается неусидчивостью, шумным активным поведением, громкой речью и повышенной разговорчивостью, внезапными импульсивными поступками и решениями, суетливостью.
  • Невнимательная. Проходит без выраженных двигательных способностей, но с нарушением концентрации внимания. Сопровождается частыми ошибками в учёбе, нежеланием искать сложные решения проблем, непониманием элементарных задач, быстрым переключением между делами и разговорами, забывчивостью.
  • Комбинированная. Смешанный тип патологии, который сочетает одновременно признаки двух видов СДВГ, отсутствие самоконтроля и организованности.

Классификация гиперактивности по Амену

  • Классическая. Стандартная форма болезни, которая легко поддаётся лечебной терапии.
  • Невнимательная. Проявляется в делах, требующих усидчивости и внимания.
  • Сосредоточенная. Выражается в постоянном несогласии с простыми фактами.
  • Лимбическая. Атипичная форма, при которой больной проявляет сниженную активность.
  • Огненный пояс. Присутствуют признаки начальной степени биполярного расстройства, проявляется агрессия, вспыльчивость, раздражительность.
  • Височной доли. Сочетание огненного пояса с невнимательным типом патологии.

Диагностика

Поставить диагноз может невролог или психиатр. На первой консультации врач оценивает такие характеристики:

  • продолжительность выраженности симптоматики;
  • сопровождающие проблемы в социальной среде;
  • влияние патологии на обучение и профессиональную деятельность;
  • наличие других отклонений в психике.

Дополнительно назначают инструментальную диагностику — компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Чтобы пройти обследования, обращайтесь в сеть клиник ЦМРТ:

Все дети разные. Одни несмелые, спокойные тихони, а другие – озорные живчики. В современном обществе всё чаще звучит понятие «гиперактивный ребёнок». Такое определение не всегда оправдано в отношении конкретного малыша. Необходимо различать шустрого весельчака и гиперактивного ребёнка.

В чём же различия? Гиперактивность – это нарушение неврологического и поведенческого характера, при котором наблюдается повышенная неуправляемая возбудимость и активность ребёнка. Такие детки постоянно находятся в движении, не сидят на месте, часто невнимательны, а все их действия не имеют последовательности и спонтанны. Эти изменения в поведении становятся заметны уже с двухлетнего возраста и могут исчезнуть к старшему школьному возрасту, не причиняя неудобств ни самому ребёнку, ни его окружению. Тем не менее невнимательность и импульсивность могут сопровождать такого человека всю жизнь.

Как выявить гиперактивность у ребёнка в раннем возрасте? Стоит понаблюдать за малышом. Если он постоянно бесцельно бегает, надолго не задерживает своё внимание даже на любимых игрушках, тормошит всех подряд, не реагирует ни на уговоры, ни на угрозы, ни на подкуп – скорее всего это гиперактивность.

Основные симптомы гиперактивности можно разделить на три группы: двигательная оживлённость, нехватка внимания, взрывной характер.

Двигательная оживлённость:

  1. постоянно находится в движении, даже сидя или лёжа – ёрзает, барабанит пальцами, лезет куда-то;
  2. спит намного меньше, чем сверстники;
  3. очень много говорит.

Нехватка внимания:

  1. забывчив, часто теряет вещи;
  2. с интересом берётся за каждое новое дело, но никогда не доводит его до конца;
  3. игнорирует обращения к нему;
  4. отличается своей переменчивостью, ему сложно сконцентрировать внимание;
  5. не любит скучные монотонные занятия, требующие усидчивости;
  6. дезорганизованный.

Взрывной характер:

  1. перебивает собеседника, отвечает на вопрос, не дослушав его;
  2. вмешивается в разговор, не дождавшись своей очереди;
  3. по-разному ведёт себя на занятиях – то чрезмерно спокоен, то возбуждён, при этом результаты также отличаются;
  4. не регулирует свои действия и поведение, при этом не принимает общепринятые нормы;
  5. нетерпеливый, требовательный к сиюминутному поощрению.

Если у ребёнка до 7 лет наблюдаются хотя бы шесть из приведённых признаков, можно предположить, что он гиперактивен. Уточнить диагноз может помочь психолог или невролог. Родители должны осознавать, что малышу нужна помощь специалистов.

Воспитание гиперактивных детей приносит родителям немало трудностей и неловких моментов. Такие ребята не признают авторитет взрослых, не реагируют на замечания, а порой и специально провоцируют повышенное внимание к собственной персоне. Окружающих раздражают крики, истерики, развязность и излишняя навязчивость малышей. Направить их энергию в более спокойное русло и тем самым избежать многих досадных ситуаций можно следующими способами:

  1. соблюдением режима. Всем детям для правильного развития необходим распорядок дня, а для излишне активных он должен соблюдаться неукоснительно вплоть до минуты;
  2. не допускать любых эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ровный, спокойный быт окажет благосклонное влияние на неокрепшую психику малыша;
  3. чёткая и понятная система поощрений за успехи и достижения. Ребёнок должен осознавать, что просто так награды не раздаются, для этого необходимо приложить усилия. Более того, приз можно забрать только тогда, когда задание будет выполнено всеми участниками;
  4. научиться договариваться с малышом о его поведении в общественных местах, за столом, в гостях и т.д.;
  5. свести до минимума просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете, телефоне;
  6. во время занятий через небольшой интервал времени переключать внимание ребёнка на другие действия, а потом вновь возвращаться к заданию;
  7. придумать интересную процедуру для сна, чтобы малыш с удовольствием и спокойно засыпал;
  8. обратиться к специалистам, которые на профессиональном уровне смогут дать рекомендации конкретному ребёнку.

Все эти несложные советы помогут получать радость от общения с активными детьми и направят их активность по более спокойному пути.

Синдром гиперактивности — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у детей.

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:

  • Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  • Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  • Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Проблемы, сопутствующие СДВГ

Любой ребенок может испытывать депрессию, страхи или учебные трудности. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину.

Депрессия

Ребенок, страдающий депрессией, большую часть времени грустит. У него может быть низкая самооценка, и он может проявлять мало интереса к жизни. Ребенок может есть или спать больше или меньше, чем раньше. Он может отгородиться от всего мира. Как правило, если у ребёнка депрессия, то по одной из линий предков имеется или имелась выраженная депрессия.

Страхи

Это нормально, если ребенок чего-то боится. Но чрезмерный страх может сделать ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. Он может быть неспокоен, слишком активен или замкнут. Депрессия и страхи ребенка могут быть связаны с СДВГ, а могут быть вызваны другими причинами.

Учебные проблемы

Ребенок с учебными проблемами не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят. Другие — то, что они слышат. Например, даже если учитель дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов.

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является общим условием, что влияет на детей и подростков и может продолжаться у некоторых людей в зрелом возрасте. Некоторые эксперты говорят, СДВГ способен поражать от 8% до 10% детей школьного возраста. Некоторые эксперты также скептически относятся к утверждению действительно ли дети перерастают Синдром дефицита внимания и гиперактивности. А это означает, что СДВГ может быть более распространенным состоянием у взрослых, чем это считалось ранее.

Дети с СДВГ, как правило, имеют проблемы с вниманием или концентрацией. Они не могут четко следовать инструкциям, они быстро начинают скучать или разочаровываться поставленными задачами. Они также постоянно в движении и импульсивны, не останавливаясь, чтобы подумать, прежде чем начать действовать. Такое поведение может быть нормальным для почти всего подрастающего поколения, но дети с СДВГ ведут себя так гораздо чаще и происходит это в более тяжелой форме.

Поведения, которые являются общими в ходе СДВГ, влияют на способность ребенка к функционированию в школе и дома.

Симптомы СДВГ у детей.

Невнимательность — ребенок с СДВГ:

  • Гиперактивный ребенок в школе — легко отвлекается
  • Не следует инструкциям или не заинтересован в завершении задачи
  • Не слушает внимательно, когда кто-то говорит
  • Не обращает внимание и делает ошибки по невнимательности
  • Забывает о повседневной деятельности
  • Имеет проблемы с организацией повседневных задач
  • Избегает или не любит деятельность, которая требует сидеть или постоянных усилий
  • Часто теряет вещи, в том числе личные вещи

Гиперактивность — ребенок с СДВГ:

  • Часто ерзает, суетливый
  • Не сидит на месте, когда это требуется
  • Не способен играть спокойно
  • Всегда в движении
  • Чрезмерно говорит

Импульсивность — ребенок с СДВГ:

  • Не может спокойно дождаться своей очереди
  • Выпаливает ответы, прежде чем вопрос был завершен
  • Часто прерывает других
  • СДВГ является наиболее часто диагностируемым психическим расстройством детей и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может продолжаться в подростковом возрасте и во взрослом возрасте.

Диагностика СДВГ.

Гиперактивный ребенок отвлекается от уроков. Если присутствуют известные причины, врач полностью изучает историю болезни и делает физический осмотр. Врач может использовать различные тесты — такие, как анализы крови, чтобы определить, есть ли физическое расстройство или другие проблемы в вызывающие симптомы СДВГ.
Некоторые психические заболевания, такие как депрессия и тревожные расстройства, имеют некоторые симптомы, которые схожи с СДВГ. По этой причине, полная психиатрическая оценка необходима для точного диагноза Синдром дефицита внимания и геперактивности.

Если никакого физического расстройства не найдено, ребенок может быть направлен к детскому и подростковому психиатру или психологу, детскому неврологу или другому врачу. Это должен быть доктор, специально обученный для диагностики и лечения СДВГ. Врач основывает свой диагноз на симптомах и поведении ребенка, но обычно принимается во внимание мнение родителей ребенка, учителей и других взрослых, которые знакомы с поведением ребенка.

Лечение (СДВГ) Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и геперактивности не лечится. Но многими из симптомов, которые мешают функционированию и способны причинять страдания, можно управлять. Лечение СДВГ часто включает в себя комбинацию лекарств и различных психосоциальных методов лечения.

Психосоциальная терапия: Это методы лечения, направленные на управление поведенческими, психологическими, социальными и рабочими / учебными проблемами, связанных с болезнью. Психологические методы лечения, которые могут быть использованы для СДВГ включают:

Специальное образование: Специальное образование является типом образования, который строится для удовлетворения уникальных образовательных потребностей ребенка. Дети с СДВГ, как правило, извлекают наибольшую пользу из очень структурированной среды и использования подпрограмм.

Модификация поведения: Модификация поведения включает в себя стратегии для поддержки хорошего поведения и снижения проблемного поведения ребенка.

Психотерапия (консультации): Психотерапия может помочь ребенку или взрослому с СДВГ научиться более эффективным способам обработки эмоций и разочарования. Она также может помочь улучшить самооценку. Консультирование способно помочь членам семьи лучше понять ребенка или взрослого с СДВГ.

Социальные навыки: обучение социальным навыкам может помочь ребенку научиться новому поведению, такие как очереди и обмен. Это позволит ребенку лучше работать в сфере социальных ситуаций.

СДВГ — требует обязательного лечения, выявить симптомы и назначить комплексное лечение поможет Реацентр.

Содержание

Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство.

Проявления гиперактивности

Общие признаки расстройства следующие:

  • раннее начало (до 5 лет);
  • отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;
  • ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);
  • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

  • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку);
  • постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);
  • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же);
  • ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);
  • в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей с гиперактивностью имеются нарушения развития речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному.

Самостоятельная диагностика или консультация врача?

Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации.

В сети опубликованы множество тестов, которые доступны в онлайн-режиме. Все подобные тесты – ознакомительные, по ним можно определить вероятность гиперактивности, но нельзя утверждать, что расстройство точно имеет место.

Единственный достоверный компьютерный тест – МОХО (переводится как тест непрерывной производительности), разработанный в Израиле. Прохождение детского теста занимает около 15 минут, подходит для возраста от 6 до 12 лет. Испытуемому предлагается находить цель (лицо ребенка), игнорируя отвлекающие раздражители (шум транспорта, звук воды, разговоры). По данным теста специалист оценивает 4 параметра:

  • внимание;
  • импульсивность;
  • согласованность действий;
  • чрезмерную реактивность.

Периодическое прохождение теста позволяет не только определить наличие гиперактивности, но и понять динамику лечения. В основе теста – математический алгоритм, который позволяет разработать индивидуальный коррекционный маршрут для каждого малыша.

На что обратить внимание дома

Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Диагноз устанавливается только у тех детей, чей IQ (коэффициент интеллекта) выше 50 (среднестатистический нормальный).

Традиционно выделяют 2 блока нарушений – касающиеся внимания и касающиеся импульсивности.

Нарушения внимания

  • не обращает внимания на детали (не дописывает буквы, не дорисовывает предметы);
  • не может долго читать или писать;
  • создается впечатление, что не слышит обращенную речь («витает в облаках»);
  • не способен хранить вещи в порядке;
  • не может уложиться в срок;
  • избегает занятий, при которых нужно длительно сосредоточиваться (писать сочинение, прочесть и пересказать длинный рассказ);
  • теряет необходимые повседневные вещи (ключи, карандаши, шапки, варежки);
  • забывает ежедневные задания – купить хлеб, вынести мусор и т.п.

Нарушения активности, импульсивность

Ребенок с такими нарушениями:

  • постоянно «дергает» стопами или кистями;
  • извивается, сидя на стуле;
  • встает с места в классе без разрешения;
  • бегает, когда остальные сидят (дети старшего возраста ерзают на стуле);
  • не переносит тихих игр;
  • постоянно двигается, как будто «с моторчиком»;
  • болтает;
  • «выпаливает» ответ на вопрос до того, как его задали до конца;
  • влезает в чужой разговор;
  • берет и без спроса использует чужие вещи.

Разные мнения

Не все медики и педагоги согласны с тем, что этот синдром существует на самом деле. Так происходит потому, что более 30% детей, у которых был установлен этот диагноз, перешли во взрослую жизнь в полностью нормальном состоянии без всякого лечения.

Другие исследования доказывают наличие генетических причин. И эта точка зрения тоже имеет свои весомые аргументы.

Разобраться, есть у ребенка гиперактивность, и насколько она выражена, поможет консультация специалиста. В клинике «Шифамед» прием ведут опытные неврологи, которые объективно оценят поведение малыша и дадут необходимые рекомендации. Записывайтесь на консультацию при малейших подозрениях на возможное неврологическое расстройство!

Гиперактивность у детей

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. При СДВГ возникают трудности с:

    удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;

принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);

участием в разных видах деятельности;

  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
  • СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

    Распознаем синдром самостоятельно

    О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения. Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

      Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.

    Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.

  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
  • На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

      расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;

    симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;

    проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;

  • ребенку менее 12 лет.
  • Подозрения или диагноз?

    Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог. Диагноз СДВГ ставят на основании:

    анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);

  • беседы с родителями и маленьким пациентом.
  • Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

    Какие лекарства назначают

    Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор). Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

    Нужны ли консультации с другими специалистами?

    При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

    Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи. Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

    Нужен ли нейропсихолог

    Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.

    Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы. На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

    • Heйpoциpкулятopнaя диcтoния
    • Вегетососудистая дистония ВСД
    • Транслингвальная нейростимуляция
    • Биоакустическая коррекция
    • Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП
    • Солярная микрополяризация
    • Трансвертебральная микрополяризация
    • Занятия на мелкую моторику
    • Логопедический массаж
    • Мозжечковая стимуляция
    • Лечебный массаж (медицинский массаж)
    • Лечебная физкультура

    Гиперактивность у детей

    Состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

    Что такое СДВГ?

    Чем опасен СДВГ?

    Виды СДВГ у детей

    Прогноз лечения СДВГ

    Симптомы и диагностика

    Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов.
    Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
    Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
    С трудом поддерживает внимание в работе и игре
    Не слушает то, что ему говорят
    Не в состоянии следовать инструкциям
    Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания)
    Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
    Часто теряет вещи
    Часто и легко отвлекается
    Бывает забывчив

    Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.
    Ребенок гиперактивен, если он:
    Совершает суетливые движения руками и ногами
    Часто вскакивает со своего места
    Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
    Не может играть в «тихие» игры
    Всегда находится в движении
    Очень много говорит
    Ребенок импульсивен, если он:
    Отвечает на вопрос, не выслушав его
    Не может дождаться своей очереди
    Вмешивается в разговоры и игры других
    Обязательными характеристиками СДВГ также являются:
    Продолжительность:
    симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев
    Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома)
    Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
    Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

    Согласно последней версии Учебника по диагностике и статистике психических расстройств ( the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV-TR), в рамках общего диагноза СДВГ выделяется три вида или подтипа поведения. У одних детей с СДВГ преимущественно можно обнаружить несколько признаков постоянной невнимательности. Другие дети могут быть куда более гиперактивными и импульсивными, чем их ровесники. Или же у них могут проявляться все три группы симптомов. Это означает, что специалисты признают три типа СДВГ:

    тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны),

    тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны),

    смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

    Гиперактивность / импульсивность .

    Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока, или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.

    Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.

    Некоторые признаки гиперактивности-импульсивности проявляются в том, что дети:

    • Чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле
    • Бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести
    • Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос
    • С трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре

    Невнимательность

    Невнимательным детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала. Если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.

    Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок. Домашняя работа часто вызывает отчаяние и у ребенка, и у родителя.

    DSM-IV-TR предлагает такие критерии нарушения внимания:

    • Обычно дети легко отвлекаются на не относящиеся к делу картины и звуки.
    • Обычно они не обращают внимание на детали и делают ошибки из-за своей беспечности
    • Редко внимательно и полностью следуют инструкциям, забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания
    • Часто мечутся от одного незаконченного дела к другому

    Дети с диагнозом СДВГ с нарушениями внимания встречаются и редко имеют проблемы, вызванные гиперактивностью или импульсивностью, но имеют значительные трудности с концентрацией внимания. Они кажутся мечтательными, “отсутствующими”, легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет ей достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания.

    У этих детей не возникает серьезных проблем с импульсивностью или гиперактивностью в классе, в школе или дома. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого более импульсивный и гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.

    Неврологические подтипы синдрома СДВГ.

    Для изучения причин и механизмов возникновения СДВГ активно используются самые современные методы мозговой диагностики – компьютерная томография (PET-позитронно-эмисионная томография, SPECT-однопротонная эмисионная томография), компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ).

    Томографические исследования мозга детей с СДВГ прежде всего показали, что у 87% таких детей наблюдаются устойчивые признаки снижения степени активации префронтально-лобных отделов как в условиях интеллектуальной деятельности (65%), так и в состоянии покоя (22%).

    Детальный анализ особенностей выявленных нарушений позволил выделить в общей выборке детей с СДВГ несколько подтипов, для которых характерны следующие нарушения:

    а) деактивация преимущественно лобных отделов (характерна преимущественно для первого клинического типа с преобладанием нарушения внимания);

    б) дисфункция височных отделов в виде различных дизритмий и пароксизмальных разрядов;

    в) более диффузная деактивация;

    г) усиленная активация передне-медиальных участков лобных отделов (характерна для клинического типа с преобладанием гиперактивности, беспокойства и непоседливости);

    д) деактивация лобных отделов в состоянии покоя и нормализация этих показателей при когнитивных нагрузках;

    СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, другими словами, ребенок страдает рассеянным вниманием и находится в постоянном движении.

    Распространенность этого диагноза среди детского школьного возраста 3-7% (в некоторых странах достигает до 14%), синдром входит в группу нейропсихиатрических расстройств. Мальчики страдают этим расстройством в 9 раза чаще чем девочки.

    Гиперактивность у детей

    Для педагогов это очень «неудобные» дети, так как учитель постоянно отвлекается на такого ребенка, чтобы сделать замечание. В итоге страдают все, так как частые прерывания мешают подаче и усвоению материала.

    Но больше всех страдает сам ребенок с диагнозом СДВГ. Ведь за счет своей невнимательности он не до конца слушает, не точно понимает задание, выполняет его по-своему, часто неверно, что приводит к низкой оценке.

    У таких детей чаще всего интеллект соответствует возрасту, однако они страдают дисграфией (делают частые ошибки), дисорфорграфией, лексико-грамматическими нарушениями, дискалькулией (испытывают проблемы с арифметикой).

    Родители таких детей обращаются к неврологу с различными жалобами. Одни приходят с развернутой характеристикой от педагога и психолога, где описывается его девиантное поведение, а так же проблемы в учебе. Другие рассказывают, что ребенок очень раним, плаксив и раздражителен, а после осмотра и тестирования такого ребенка, ставится диагноз СДВГ.

    СДВГ симптомы

    Родители часто злятся на своё чадо, но делать этого категорически нельзя! Почему? Я постараюсь вам объяснить с точки зрения нейронауки.

    1. У детей этой группы отмечается гипофункция лобных долей головного мозга (лобные доли отвечают за мотивацию, планирование, цели, целенаправленное поведение, а также обладают тормозными функциями).

    2. Обнаружено, что у таких детей нарушено соотношение нейротрасмиттеров ЦНС (допамина, серотонина, норадреналина), а также N-ацетиласпартата, глутамат/глутамина и др.

    3. При проведении ЭЭГ часто регистрируются косвенные признаки нарушений при СДВГ: больше медленных волн и меньше бета-волн по сравнению с нормой, реакция активации часто не выражена.

    То есть понятно, что ребенок в этом не виноват, он наделен таким головным мозгом и ему приходится жить с такой управляющей ЦНС и от того, что мы раздражаемся, кричим, унижаем и наказываем его, мы не поможем, а только усугубим проблему.

    СДВГ лечение

    Ну, во-первых, нужно обратиться к специалисту, который установит верный диагноз. Ведь может оказаться, что у вашего чада совсем не СДВГ.

    Во-вторых, выполнять рекомендации, которые вам даст невролог или детский психиатр. Таким детям обязательна медикаментозная терапия, с ней и поведенческая и когнитивная адаптация проходит намного эффективнее. Пока школьник получает медикаментозное лечение, у него улучшаются все показатели, одновременно с этим ребенок взрослеет и его собственные функции созревают. Параллельно с этим родители должны серьёзно озаботиться психологией воспитания таких детей, посещать семейного психолога, читать литературу о воспитании детей с СДВГ.

    В-третьих, такие ребятишки обязательно должны посещать какую-нибудь секцию, им необходимы физические нагрузки. Желательно не групповые виды спорта, а индивидуальные.

    И обязательно любите этих чудесных и энергичных мальчиков и девочек, и они отблагодарят мир своей неповторимостью, яркостью, искрометностью, неиссякаемой энергией, множеством неординарных идей. Верьте в них, поддерживайте, доверяйте им и ваша жизнь будет наполнена счастьем!

    Информацию для Вас подготовила:

    Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием Детском корпусе на Усачева.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector