Дислексия у детей

Наверняка вы слышали, что существуют дети, которые читают задом наперед. Или те, которые заменяют определенные звуки произношения подобными. Есть люди, которые смешивают несколько звуков в один. Являются ли опасными подобные симптомы? Как их выявить? Можно ли ее вылечить? Существуют ли какие-то методы устранения?

Дислексия — расстройство навыков чтения. Ее симптомы связывают с нарушением определенных психических функций, отвечающих за данный навык. Среди наиболее часто встречающихся симптомов дислексии — ребенок неправильно распознает символы и знаки. В итоге появляются сложности в понимании текста.

Дислексия у детей

Встречается ли дислексия у взрослых? Да, если в раннем возрасте сложности не были устранены.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

  • Поздно развивается речь.
  • Есть сложности в заучивании и произношении слов.
  • Ребенку сложно освоить навыки написания слов и чтения.
  • Существуют проблемы в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Как диагностировать?

Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше. В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание. Очень важно работать в речью ребенка.

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов. Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра. И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

Дислексия — это такая особенность восприятия, при которой человек мыслит невербально, то есть образами, и скорость образного мышления гораздо выше скорости вербального (словесного) мышления. Многие дислектики могут через минуту дать ответ на сложную задачу, проделав в уме несколько сложных арифметических действий, и при этом не могут рассказать, как они это сделали.

Специфическая симптоматика дислексии

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» — «снег», «аблако» — «облако»), согласные перед гласной («толога» — «дорога», «здапие» — «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать ребенка логопеду.

Если у ребёнка была выявлена дислексия, коррекцию следует начинать незамедлительно, чтобы избежать серьёзных последствий.

1. Несовпадение значения и названия буквы, приводящее при чтении к произнесению названий букв вместо звуков, например:
«вэ, эм, дэ, эс, ка, эр, тэ».

Иногда это можно наблюдать при неправильной подготовке детей к школе. Следует беречь детей от такого некорректного усвоения звуко — буквенных обозначений, поскольку оно может препятствовать слиянию букв в слоги.

2. Несовпадение норм написания и произносительных норм, вследствие чего «орфографически» прочитанное ребенком слово не воспринимается им на слух как знакомое (следует остановить внимание ребенка на типичных случаях таких расхождений, например: что=што; чтобы=штобы; его=ево; конечно=конечно).

3. Каждый читаемый слог произносится с подчеркнутым ударением, что затрудняет синтез слогов в слово, мешая узнаванию его звукового и ритмического образа. У детей с хорошим речевым развитием подобные трудности носят, как правило, кратковременный характер; в иных же случаях они сохраняются на протяжении длительного времени. Логопед понимает природу возникших у ребенка затруднений и обеспечивает ему своевременное разъяснение и адекватную помощь.

Понятие дислексии подразумевает неспособность к нормальному овладению процессом чтения. Дислексические нарушения диагностируются ещё в дошкольном возрасте, когда дети только начинают учиться читать.

Дислексики испытывают затруднение в распознавании букв, складывании их в слоги и слова, правильном произношении, а также адекватном осмыслении прочитанного. При этом необязательно, чтобы ребёнку ставили задержку психического развития и другие нарушения. Напротив, дислексию часто рассматривают как патологию творческих и интеллектуально высокоразвитых людей. Ошибки, которые допускают дислексики, могут показаться странными и нелепыми. Что же лежит в их основе?

  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей

Причины дислексии

К основным причинам, вызывающим дислексию, специалисты относят:

  • генетические — тип мышления с приоритетом правого полушария мозга;
  • перинатальные — нарушение функций головного мозга при отклонениях в нормальном течении беременности и проблемном течении родов;
  • постнатальные — черепно-мозговые травмы, энцефальные нарушения, детские инфекции;
  • социальные — несформированность устной речи вследствие разноязычного окружения, минимального общения, низкого речевого уровня окружающих.

Симптомы дислексии

Чтение — сложный зрительный процесс осмысления знаков письменности и правильного их речевого воспроизведения. Во время чтения активизируются все отделы левого полушария мозга человека, и каждый из них отвечает за восприятие и обработку своей части информации. Насколько ребёнок способен овладеть навыками чтения, чаще всего становится понятным годам к шести, когда это становится необходимостью. Но по некоторым признакам можно диагностировать дислексию в более раннем возрасте.

У детей-дислексиков нередко выражены действия невротического характера, которые, в том числе, относят к симптомам дислексии у детей:

  • срыгивания между приёмами пищи;
  • пугливость, вздрагивания во сне и от резких звуков;
  • плаксивость и беспокойство, не имеющие оснований.

В дальнейшем такие дети начинают поздно ходить, говорить и складывать слова во фразы. Они не самостоятельны и пассивны в преодолении сложных ситуаций. Практически у всех сильно выражен астенический синдром в виде быстрой утомляемости и отсутствия концентрации внимания.

  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей
  • Дислексия у детей

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии подразумевает общую оценку навыков чтения, понимания прочитанного, сформированности устной речи и письма, а также неречевых функций. Дислексию градируют на латеральную (проблемы с усвоением алфавита) и вербальную (затруднения при прочтении отдельных слов).

При речевой оценке основными признаками для констатации дислексии считаются:

  • постоянно повторяющиеся ошибки при чтении,
  • подмена и дефекты звуков,
  • нарушение речи,
  • неспособность строить связные предложения,
  • искажение осмысления прочитанного.

При оценке неречевых навыков принимается во внимание уровень функциональности всех органов чувств, в особенности способность ребёнка правильно координировать свои движения, удерживать равновесие. Подмечена взаимосвязь трудностей в запоминании информации с нарушениями координации движений. Считается, что нарушения стандартных двигательных функций не позволяют мозгу отвлекаться на полноценное освоение таких видов деятельности как чтение и письмо.

При диагностике зрительных навыков нередко используется регистрационный видеометод EYE-tracking, разработанный в США. Посредством EYE-tracking оцениваются зрительные функции и движения глаз во время чтения или рассматривания иллюстраций. Отклонения от нормы свидетельствуют о низкой возможности освоения навыков чтения и письма.

Способность мозга к адекватному восприятию слуховой информации определяется по методу TAVS, вследствие которого оценивается способность различать звуковые сигналы, определять локализацию звука, различать его частоту, ритм, длительность и интервалы.

Совокупность диагностических обследований позволяет понять особенности развития ребёнка и назначить правильное коррекционное лечение.

В этой статье рассматриваются вопросы:
— дислексия в период раннего развития
— дислексия в школьном возрасте

Как понять, есть у ребенка дислексия или он просто еще чему-то не научился? Точно диагностировать это расстройство может только дефектолог, направляет к нему ребенка логопед, также родители могут обратиться самостоятельно. Чтобы понять, если повод для беспокойства и стоит ли искать специалиста, оцените, есть ли у вашего ребенка признаки дислексии и насколько сильно он выражены.

РАЗВИТИЕ В 3-4 ГОДА

Малыши-дислексики очень часто выглядят тихими и задумчивыми, погруженными в собственный мир. Но даже у активного и шумного ребенка можно предположить дислексию, если наблюдаются определенные отличия от возрастных норм.

    Ребенок с трудом ловит мяч двумя руками, самостоятельно не может кататься на велосипеде, качаться на качелях, одеваться, раздеваться и завязывать шнурки.

У ребенка не получается правильно обращаться с ножницами, держать карандаши и кисти, он не может нарисовать простые фигуры — круг или квадрат, аккуратно закрасить внутри контура. Ребенок не повторяет за педагогом, рисует только что-то свое, рисунки могут получаться повернутыми вокруг оси.

Малыш забывает слова, названия предметов, имена друзей, часто переспрашивает.

При попытке выучить стишок у ребенка получается пересказ своими словами, а не заучивание.

Бывает ровно наоборот: ребенок может выучить наизусть стишок или сказку, но на вопросы по содержанию отвечает заученными фразами, а не своими словами.

ШКОЛЬНИКИ:

У дислексиков всегда возникают проблемы с чтением. Это выражается чаще всего в том. что ребенок

  • плохо запоминает буквы;
  • переставляет местами слоги;
  • выдумывает слоги или целые слова;
  • «глотает» окончания;
  • угадывает, а не читает слова;
  • плохо понимает смысл прочитанного;
  • изложение прочитанного становится проблемой.

При дислексии ребенок интеллектуально не отстает от сверстников, тем более странно выглядят его затруднения. Иногда дети-дислексики жалуются, что во время чтения буквы двигаются, расплываются, искажаются, изменяются. Еще одним признаком дислексии является неизменность скорости чтения — в норме по мере развития навыка она возрастает. Кстати, детям с дислексией не подходит обучение чтению по слогам.

У большинства дислексиков проблемы возникают не только с чтением, но и с письмом. Начертание букв дается им с трудом. Взрослые обращают внимание на корявый почерк, ребенок пишет, как курица — лапой. Буквы «пляшут», строчки съезжают и наползают друг на друга. Как и в процессе чтения, на письме ребенок может потерять или добавить буквы или целые слова, заменить их или изобразить нечто вовсе нечитаемое. Ребенку бывает сложно даже не написать, а просто переписать текст. Зачастую наблюдаются странные своеобразные способы держать карандаш или ручку.
Мы успешно работаем с дислексиками на курсе постановки и коррекции почерка — каллиграфии для детей. Результаты радуют не только родителей, но и самих детей. Это придаёт им уверенности и сил для дальнейшей работы над собой.

Орфография — еще одна проблема дислексиков. Ребенок «пишет, как слышит», у него могут отсутствовать пробелы между словами. Бывают и разделения слов в самых неожиданных местах. Дислексик может полностью игнорировать знаки препинания, заглавные буквы, абзацы. Характерны те же повторы, пропуски и замены букв, цифр или целых слов, добавления, перестановки, что и при чтении. На нашем курсе грамотности для школьников мы обеспечиваем результативную работу с такими детками. Обычно, применяется смешанный метод обучения: группы и индивидуальные занятия. Так и по карману не бьёт, и ребёнку не скучно, и результат есть.

Как правило, проблемы возникают у дислексиков и с математикой. Причем речь идет не только о начертании символов, но и о простейших арифметических действиях. Что уж говорить об изучении или выражении отношений между количествами, величинами, представленными числами, цифрами или символами. Дислексик может считать на пальцах или палочках, ставя точки или штрихи на бумаге, манипулируя предметами или представляя их. А вот с абстрактным числовым счетом ничего не получается. Самые большие проблемы возникают на уроках геометрии: ребенок оказывается вовсе не в состоянии что-то представить и понять. В нашем случае на помощь приходит ментальная арифметика, которая является идеальным тренажёром для мозга ребёнка, что очень важно для дислексиков, им просто необходимы такие тренировки.

Любой ребенок учится определять время по часам не в один день. Но у дислексиков проблема может возникнуть даже при определении времени суток. Вопрос ребенка, утро теперь или вечер, может озадачить и показаться нелепым, но, к сожалению, это не шутка и не баловство. Дислексику действительно трудно и определить время по часам, и сориентироваться в продолжительности временного промежутка. Неудивительно, что такие дети склонны опаздывать, не укладываться в отведенное время при выполнении любой задачи. Они вообще легко теряют логику в рассуждениях, испытывают затруднения при усвоении упорядоченной информации и выполнении заданий, связанных с последовательностью. Им сложно даже расставить предметы в заданном порядке.

У дислексиков, как правило, плохо обстоит и с координацией движений, они часто бывают неуклюжими. Обычные детские забавы, вроде игры в «классики» или «вышибалы» даются им с трудом. У них возникают проблемы с плаванием, ездой на велосипеде или катанием на коньках. Даже качаться на качелях самостоятельно они начинают гораздо позже сверстников. Ориентация в пространстве, координация движений, перемещение центра тяжести — все это им дается с огромными усилиями и зачастую с неудовлетворительным результатом. И мелкая, и общая моторика развиты, как правило, ниже среднего. Командные виды спорта — тоже не для них. Опять же, на курсах ментальной арифметики для детей, уже с 4-5 лет ребёнок может заниматься и тренировать моторику на абкусе (специальных счётах).

А еще дислексиков чаще, чем в среднем, укачивает в транспорте, они склонны путать право-лево и верх-низ, От напряжения при чтении часто возникает головная боль, иногда — до тошноты, им сложно даже просто сидеть спокойно. Помимо этого, часто наблюдается одинаковое развитие обеих рук, хотя уровень их развития — как левой у правши.

Дислексия — сложное комплексное расстройство. Чем раньше оно будет замечено, тем более эффективную и своевременную помощь можно оказать ребенку.

Оно может передаваться наследственно, а также в процессе проблемных родов.

Также причинами могут стать порок сердца у мамы или у плода, инфекции у женщины во время беременности.

Причины дислексии после рождения

  • Болезни (ветрянка, краснуха)
  • Сотрясение мозга

В большинстве своём – это болезни детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития, а также детей с нарушением речи.

Причины и виды

  • Травма головного мозга
  • Наследственность. Это первичная дислексия (не способность читать до 4 класса)
  • Нарушение при внутриутробном развитии. Это вторичная дислексия

Также причиной дислексии может быть:

  • слишком быстрое обучение;
  • недостаток общения;
  • плохая социальная атмосфера дома;
  • запущенность ребёнка.

Дислексия бывает:

  • оптической – ребёнок плохо понимает графические изображения;
  • фонематической. Плохо развита смыслоразличительная функция и слух;
  • аграматической. Свойственна детям с плохой речью;
  • семантической. Ребёнок не может понять смысл текста;
  • мнестической – нарушена слухоречевая память;
  • тактильная бывает у слепых.

Лечение

Для начала нужно поставить диагноз. Ребёнка тестирует психолог и оценивает ситуацию. Обращает внимание на ошибки, проверяет речь ребёнка, смотрит, как он понимает смысл текста. Далее, результаты тестирования сопоставляются с нормой возраста ребёнка.

Далее, ребёнка могут отправить к неврологу или офтальмологу. До конца вылечить дислексию сложно.

На что делают упор?

  • Меняют произношение звуков
  • Учат грамматике и произношению
  • Развивают память

С дошкольниками также нужно заниматься дома:

  • развивают моторику;
  • исправляют неправильное произношение звуков;
  • делают задание на улучшение памяти.

Для развития мелкой моторики хорошо подходит лепка букв из пластилина. Помогают упражнения артикуляции перед зеркалом. Ещё один метод, когда ищут конкретную букву на рисунке, из палочек составляют цифры и буквы. Занимаясь с ребёнком дома, можно читать скороговорки, много читать, говорить звуки и делать артикуляционные упражнения.

Необходимо понимать, что в некоторых случаях помочь может лишь специалист. Дислексия может также быть и у взрослого человека и, зная симптомы, можно вовремя диагностировать заболевание, и начать лечение.

Если комплексно подойти к проблеме, то можно полностью излечиться. Иногда при взрослении ребёнка симптомы исчезают. Также в некоторых случаях помогает лечение медикаментами, назначенными врачом.

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Причины

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Симптомы

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Лечение

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг.

Методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Дислексия у детей

Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.

Дислексия у детей

Выявление дислексии

Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.

Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.

При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.

Диагностика дислексии

Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.

Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве

К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.

Дислексия у детей

Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.

Содержание

По Международной классификации дислексия относится к нарушениям узнавания и понимания символов и знаков. Стандарты оказания медицинской помощи для этой категории пациентов не разработаны, поэтому используются различные методики, основанные на педагогическом опыте.

Международные подходы

В западных странах в понятие «дислексия» включены трудности чтения и письма у здоровых в целом детей, а также у страдающих различными болезнями или задержкой развития. В нашей стране эта проблема рассматривается шире. В эту категорию включены трудности чтения, письма и устной речи, но при этом исключены состояния, обусловленные умственной отсталостью, зрительными и слуховыми дефектами.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

при чтении ошибается, потому что угадывает слова;

  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.

Как корректировать дислексию?

Речь идет скорее о коррекции, зачастую педагогической, чем о лечении.

Прежде чем что-то предпринимать, ребенка нужно обязательно проконсультировать у детского невролога, офтальмолога и ЛОР-врача. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно сделать в старшей группе детского сада или, по крайней мере, до того, как ребенок попадет в школу. Дети бывают очень жестоки, поэтому школьник с дислексией может стать жертвой буллинга.

Программу коррекции разрабатывает логопед. Ориентирами служат следующие задачи:

  • обучение узнаванию левой и правой стороны;
  • распознавание написанного слова как одного целого;
  • распознавание цветов.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.

Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия

Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).

Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).

Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса

Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Артикуляционные упражнения

В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.

Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

Дислексия у детей

Что такое дислексия

Дислексия – это расстройство навыков чтения и произношения звуков, которое происходит на фоне недостаточного развития психических функций. Дислексии чаще подвержены дети.

Дислексики испытывают определенные сложности с чтением, произношением слогов, слов и словосочетаний. Расстройство с трудом поддается диагностике в раннем возрасте, однако существует ряд симптомов, которые могут указывать на наличие дислексии. Незамеченные вовремя тревожные сигналы приведут к тому, что в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы не только в обучении, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Чтобы как можно быстрее поставить диагноз и приступить к коррекции речевого расстройства, важно вовремя заметить у ребенка характерные признаки дислексии.

Формы дислексии

Существует несколько форм дислексии:

  • Фонематическая – ребенок путает буквы при произношении слов, может менять местами части слов при письме или чтении.
  • Аграмматическая – пациенты с такой формой дислексии часто путают падежные окончания, неправильно произносят и пишут глагольные окончания.
  • Мнестическая – пациент не понимает буквы, вследствие чего не может связывать звуки с графическими изображениями.
  • Оптическая – такая форма расстройства связана с трудностями в различении схожих визуально букв.
  • Тактильная – развивается у слепых пациентов и влечет за собой проблемы с изучением и тактильным распознаванием букв.
  • Семантическая – форма дислексии, при которой пациент не может понять смысл прочитанных слов, техника чтения при этом не страдает.

Основные признаки дислексии

Патология проявляется по-разному, но в большинстве случаев ее симптомы следующие:

  • Ребенку с трудом дается освоить таблицу умножения, выучить алфавит.
  • Во время чтения пациент меняет местами слоги и числа.
  • Ребенок неправильно держит ручку или карандаш во время письма.
  • У пациента плохая память, слабая концентрация внимания, наблюдаются трудности при общении со сверстниками.

Классификация симптомов дислексии напрямую зависит от возраста пациента. Так, у детей дошкольного возраста с дислексией наблюдаются трудности в освоении новых слов, речевое отставание сопровождается ухудшенной словесной памятью и плохим произношением, отсутствуют базовые навыки письма. Кроме того, ребенок путает расположение слов и букв.

Младшие школьники, у которых была диагностирована дислексия, часто заменяют слова другими, схожими по звучанию и смыслу. Во время чтения они могут переставлять местами слоги, буквы и цифры. Дислексия у таких детей сопровождается проблемами с запоминанием фактов, медленным освоением любых навыков, плохой координацией движений.

Дети среднего школьного возраста с дислексией медленно читают, неразборчиво пишут. Им сложно правильно распознавать мимику, а трудности в обучении усугубляются плохой памятью.

Старшие школьники с дислексией умеют читать и писать, но делают это с ошибками. Им сложно писать самостоятельно сочинения, воспринимать или пересказывать информацию. Дислексикам тяжело дается адаптация к изменениям.

Взрослые люди с дислексией рассеянны и невнимательны, им с трудом даются процессы самообучения и самоорганизации. Медленное чтение с ошибками в более взрослом возрасте продолжает оставаться главным симптомом расстройства.

Причины дислексии

Дислексия развивается на фоне нарушений в работе мозговых структур. Она может быть вызвана многими факторами, ключевыми среди которых являются:

  • Повреждения головного мозга плода в период беременности из-за анемии, различных инфекций, лекарственной или алкогольной интоксикации. Также расстройство может появиться вследствие преждевременной отслойки плаценты, затяжных родов или фетоплацентарной недостаточности.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Социальные факторы: недостаточные или чрезмерные обучающие нагрузки, отсутствие общения с ровесниками.
  • ДЦП.
  • Проблемы со зрением.
  • Инфекции головного мозга или черепно-мозговые травмы.
  • Сильное преобладание правого полушария головного мозга над левым.

Корректное и правильное определение природы детской дислексии возможно только в ходе комплексного обследования пациента.

Диагностика и способы коррекции расстройства

Чтобы диагностировать дислексию, специалист должен детально изучить развитие и анамнез жизни пациента. Логопеду важно оценить состояние моторики и артикуляционного аппарата. Дети дошкольного возраста должны продемонстрировать способности к звукопроизношению, восприятию устной речи. У школьников оценивают скорость чтения и способности к письму, изучают успеваемость по различным предметам.

По показаниям может быть назначена консультация невролога. Может потребоваться прохождение теста аудиторной функции у специалиста по методу А.Томатиса, а также ЭЭГ, АСВП И УЗДГ.

Какой метод коррекции назначит специалист, зависит от формы дислексии и стадии запущенности расстройства.

Упражнения при дислексии

Цель упражнений заключается в формировании у ребенка грамматической системы словообразования, устранении дефектов звукопроизношения, развитии и улучшении зрительно-пространственного представления, а также речевого слуха.

  1. Разделяем набор букв на отдельные слова. Например, предложите ребенку в последовательности букв “папамамабабушка” отыскать знакомые слова.
  2. Предлагайте ребенку найти слова на загаданную букву.
  3. Рисуйте на спине ребенка цифры, буквы, а он пусть угадывает их.
  4. Просите ребенка прочитать слово, после чего пусть он попробует написать его по памяти. Если упражнение дается ему легко, постепенно усложняйте игру и добавляйте словосочетания.

Если пофантазировать, то можно придумать множество увлекательных упражнений, которые ребенок с удовольствием будет выполнять. Занимаясь в игровой форме, ребенок не только интересно проведет время, но и получит от этого пользу.

Меры профилактики

Любую патологию намного проще предупредить, нежели корректировать. Важно заниматься с ребенком с самого раннего возраста, чтобы минимизировать риски развития у него дислексии. Уделяйте ежедневно время упражнениям, которые направлены на развитие речевого и зрительно-пространственного восприятия. Играйте с ребенком в различные двигательные и развивающие игры.

Дети хорошо воспринимают визуальную информацию. Демонстрируйте ребенку картинки с животными и предметами, озвучивайте, что на них нарисовано. Чем чаще заниматься такими упражнениями, тем больше увиденного ребенок усвоит вместе с лексической составляющей.

Старайтесь во время упражнений идти от простого к сложному. Задания усложняйте только по мере усвоения информации. Начинайте заниматься развивающими упражнениями с самого раннего возраста ребенка, задолго до школы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector