Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты. Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути. В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.
Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет
Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
- говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
- спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
строить логические предложения из 6-8 фраз; - понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
- уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
- понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
- иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
- уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
- без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
- знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания; - уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Диагностика ЗЗР
Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;
- звуко-слоговая структура слова;
- фонетическую восприимчивость;
- возможности фонематического анализа синтеза;
- состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.
На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.
Дидактические игры
Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.
- Найди ошибку
Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.
- Так может быть или нет
Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».
- Какое время года
Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.
- Какой, какая, какое
Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».
- Отгадай растение
Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.
- Какое что бывает
Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.
- Когда это бывает
На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).
Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста. С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.В, Ушакова О.С.).
Но иногда, гуляя, хочется развивать речь ребенка, наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
Я приготовила для вас список необычных игр, развивающих мышление и речь. Большинство из них не требуют предварительной подготовки, играть можно вдвоем с ребенком или в компании.
Находилки
Игры, в которых надо что-то находить.
Подходят от года до 99 лет.
- Вы предлагаете ребенку что-то (или кого-то) найти.
Например, найди
- все красное;
- всех, кто едет на велосипеде;
- гнезда на деревьях;
- людей в кепке;
- проезжающие машины.
Ребенок может стоять на месте, озираться и искать, может идти и искать. Вы можете включить элемент соревнования: кто больше найдет указанных предметов.
Ребёнку постарше можно предложить считать найденные предметы или их описывать.
Например, надо найти всех, у кого есть коляска.
- женщина с синей коляской;
- девочка с кукольной коляской;
- женщина с синей коляской, но с плачущим малышом.
В нем вы указываете то, что будете искать.
Расчертите лист. С одной стороны будут названия, с другой – место для подсчётов или заметок.
Примерный список:
- Синие машины;
- Пожарные машины;
- Люди, катающиеся на роликах (можно учитывать и коньки, и и доски, и велосипеды);
- Люди без головных уборов;
- Самолеты;
- Скамейки;
- Бабочки;
- Жуки.
Вы (или ребенок) записываете то, что, возможно, встретите на улице (в парке, в лесу, во дворе дома). Во время прогулки около каждого наименования при встрече ставится галочка. Потом подсчитываете всё найденное и обсуждаете.
Игры для развития речи детей 3 — 4 лет — это важный элемент для развития ребенка в целом. Каждая мамочка стремится все самое лучшее вложить в своего ребенка с самого раннего возраста. Однако должное внимание следует уделить речи и дикции ребенка.
С каждым годом ребенок становится все взрослее и нуждается каждый раз в новой информации. Для того чтобы правильно развивать речь ребенку, совсем не нужно посещать различные платные занятия, можно в форме игры дома прекрасно научить ребенка разговаривать четко и ясно.
Поверьте, эти просты игры в домашних условиях на много эффективнее нежели занятия с преподавателем. Разумеется это в том случаи если у вас не имеется ни каких нарушений в произношении.
Тем более что такие игры не плохо сэкономят ваш семейный бюджет, а ребенок будет доволен уютной атмосферой дома и готов обучаться с новыми силами.
В возрасте 3 -4 лет ребенок должен охотно соглашаться на различные новые игры и с охотой выполнять различные просьбы родителей.
В данной статье будут приведены некоторые игры, которые помогут детям в возрасте 3 -4 лет развить свою речь и дикцию.
«Ехай! Нет, поезжай»
Такая игра вызывает бурю эмоций у детей, суть её заключается в правильном произношении слова » поезжай». Вам понадобиться: машинка с кузовом, маленькая игрушка.
Подъезжает машинка в которой сидит зайчик и говорит: нам нужно в лес погрузить дрова, малыш должен сделать видимость, что погрузил и сказать «Все, поезжай»! В случаи если он ошибается вы го поправляете и играете снова.
«Магазин»
Такая игра является для многих девочек любимицей, потому что как правило девочки любят все что связано с магазинами и покупками. Ваша задача соорудить импровизированный магазин и расставить в нем товар по полочкам.
Пусть ваш ребенок будет продавцом, а вы покупателем. Самое главное условие, это что товар продается лишь при правильном произношении слова и отгадывания товара произнося лишь только звук.
К примеру: мне нужна «м», ребенок должен посмотреть на присутствующий товар на полках и догадаться что это машинка.
«Простые загадки»
В такой игре нет ничего сложного, вы должны загадать загадку из — всего того что может подтолкнуть к правильному ответу.
К примеру: лежит в ванной комнате, когда попадает вода на него получается пена, а руки становятся чище. Правильный ответ — мыло.
Мы ложимся каждый раз на нее когда устаем, а утром нас не оторвать от нее. Правильный ответ — подушка.
«Человек»
Вам понадобится карандаши и листок бумаги. Пусть ребенок нарисует человечка или персонажи и придумает его имя и фамилию.
Далее пусть он пофантазирует и нарисует какой у этого человека дом, какое домашнее животное, место его работы.
Как он добирается на место работы, пусть нарисует одежду для своего героя, посуду и игрушки. В конце пусть ребенок расскажет вам о своем герое более подробно, исходя из своего рисунка. Такая игра отлично развивает память и фантазию.
«Опиши игрушку»
Вам понадобится любая игрушка которая есть в доме, пусть ребенок внимательно ее рассмотрит, а вы спрячьте.
Пусть он опишет ее как можно подробнее, теперь на этой же игрушки прикрепить какой-нибудь значок или резинку и снова покажите ребенку задав вопрос «что в ней изменилось». Он должен вспомнить облик игрушки найти разницу. Такая игра отлично помогает развивать память и внимательность.
«Звонок»
Вам нужен будет мобильный телефон и воображаемый собеседник. Пусть ребенок сам позвонит по телефону (бабушке, дедушке, сестре или другу) и разговаривает с ним на разные темы.
При этом вы следите за его разговором, он должен обязательно поздороваться прежде чем начать разговор, а также говорить «спасибо» и «до свидания».
Так же попросите что ваш малыш рассказал собеседнику о том как он провел сегодня свой день, чем был занят. С помощью такой игры можно отлично заложить в ребенка нормы этикета и развить речь.
«Антоним»
Благодаря этой игре вы познакомите ребенка с антонимами и улучшите его навыки речи. Вы должны называть пару слов, а малыш должен доказывать противоположное.
К примеру: бумага белая, а малыш должен ответить — бумага черная, или дерево высокое — нет, оно низкое.
«Какой он?»
Вам понадобится любой предмет или игрушка что угодно, а ребенок должен подробно описать. К примеру: вот стоит машинка какая она?- красная, быстрая, с черными колесами т.д. Вот лежит фломастер, какой он?- зеленного цвета, яркий и т.д.
Так же вы можете поменяться ролями, вы можете описывать товар или предмет, а ребенок должен отгадать его. К пример: красного цвета, воздушный, круглый — это шар.
Игры для развития речи детей 3 — 4 лет поможет пополнить словарный запас. В такую игру можно играть даже при походе на рынок или в магазин показываю ему любой товар на полках, а он пусть его опишет как можно подробнее.